Час православной культуры: «Священные сокровища печатных слов».

«Хранить Словесное богатство,

Что гений Русский создавал,

И созидать Любовь и Братство –

Дела, достойные похвал…»

(протоиерей Владимир Бороздинов)

   Ребята, сегодня наша встреча посвящена необычному празднику.    

   Давайте немного вернёмся в прошлое. Давным­-давно, когда история великой русской державы только начиналась, «ОНА» стоила очень дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. И дело тут совсем не в украшениях,  которые красавицу и умницу носила с достоинством. А ходила она только в тисненых кожах, в жемчугах  да в каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд!  Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» …  Что же это за диковина такая? 

   Соберите паззл и вы будете приятно удивлены, ведь этот предмет (и причём не один) вам хорошо знаком.   ЕЁ Величество – ….

14 марта 2010 года в России впервые отмечался День православной книги. Этот праздник, который стал ежегодным, был   учреждён   Священным Синодом Русской православной  Церкви по инициативе   Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. День 14 марта был выбран не случайно. В 1564 году в этот день произошло большое событие в истории русской культуры: вышла в свет первая, русская печатная книга.  А как же всё начиналось,  какие были первые книги? Ведь это творение человека живет уже несколько тысячелетий, но книга не всегда она была такой, какой мы видим её сейчас.

   История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде (Береста – верхний слой берёзовой коры).

   В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука. Именно тогда для выполнения великой миссии просвещения выбор пал на двух братьев: Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885).До этого времени все священные книги, излагавшие христианское учение, были написаны только на греческом, латинском и древнееврейском языках. Прибывшие из Византии двое мудрых братьев: Кирилл и Мефодий помогли славянским народам обрести свой письменный язык. Святые просветители, своим трудом, создали право славян на подлинную духовную самостоятельность, на равенство славянского языка с другими языками.

   Первые славянские книги были рукописными. Создание рукописи — это тяжёлый и изнурительный труд. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку.

   Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк.

   Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Прежде чем начать новую страницу, надо было ее разлиновать свинцовой палочкой, ведь карандашей еще не было. Заглавную букву рисовали красными чернилами. С тех пор мы называем первую строку каждого отрывка «красной», хотя все буквы в книгах одного цвета. Работа писца была долгой и кропотливой.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий народ

Про великий наш народ.

      Н. Кончаловская

   Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Как бы хотели сказать: «Книга — очень ценная вещь». 

   Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие», размер которой – 35×30 см. Написана она более 900 лет назад мастером книжного дела дьяконом Григорием. Это не просто древнейшая русская книга. Это истинный шедевр книжного искусства: написанный  на пергамене (294 листа) за шесть месяцев и двадцать дней – по полтора листа в день. Долгое время книга эта хранилась в библиотеке Софийского собора в Новгороде – древнейшем книжном собрании, основанном Ярославом Мудрым.  Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

   «Реками, наполняющими Вселенную» назвал книги русский летописец XI века. Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон.

Распространение письменности, опыт изготовления рукописных книг, всё большая потребность в них положили начало новому этапу просвещения на Руси – книгопечатанию. 

Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь в середине 16 столетия, в пору царствования Ивана Грозного.

Решил царь Иван Грозный  в 1553 году устроить в Москве книгопечатню. Ведь на  печатном станке каждую страницу можно было отпечатать в нескольких экземплярах.  Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.       

   Для помещения типографии Царь велел отстроить особые хоромы недалеко от Кремля рядом с Никольским монастырем. Печатный двор был сооружен на средства самого Царя. Иван Грозный, следил за работой типографии.

   В 1563 году « государев Печатный двор» возглавил дьякон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле —  Иван Федоров.

Иван Федоров был человеком образованным, хорошо разбирался в книгах, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях и не сыскать. 10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги.

   Удостоившись этой чести.  Иван Фёдоров понимал, что книги нужны людям, что без книг нет знаний, нет будущего. Ради книг он должен жить и трудиться.

 Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали кедровые шишки и диковинные плоды: ананасы, виноградные листья.

Взял Иван Федоров страницу, оттиснул на ней узор, вырезанный на доске и смазанный черной краской.  Потом оттиснул украшения, все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Дальше шли буквы более мелкие. Вот и готова первая страница!

Первую книгу делали целый год, и называлась она«Апостол»  («Деяния и Послания Апостолов»).  Выглядела она внушительно и красиво, и очень напоминала рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам – концовкам, состояла из 267 листов. 

   Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии оправдан тем, что «Апостол» в Древней Руси использовался для обучения духовенства. В нем заключены первые образцы толкования учениками Христа Святого Писания. «Апостол» как богослужебная книга, и поныне используется в любом православном храме, и вместе с тем она предназначена для домашнего христианского чтения. Как в те времена, так и сегодня благочестивые люди читают ее дома. 

Книга вышла в свет 14 марта 1564 года. Этот год и почитается началом  русского книгопечатания.

   Посмотрите на это творение рук человека, которому около 500 лет.

Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий.  После выхода «Апостола»  стал Иван Федоров со своими подручными, готовить к изданию новую книгу — «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца.       

 Одновременно с изданием «Апостола» шла работа над составлением и выпуском «Азбуки» ­ первого славянского учебника. Вышла она в 1574 году, она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова, большое внимание уделялось навыкам правильного чтения и письма. В школах при монастырях, церквах учили чтению по Азбуке, созданной Иваном Фёдоровым. 

В Москве в Охотном ряду с 1907 года стоит памятник первому первопечатнику России.

Таким мы и видим сегодня Ивана Федорова. Высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, внимательный взгляд из под густых бровей.

Мы умеем предками гордиться­

Память о печатнике живет,

Федорову памятник в столице

Сохраняет бережно народ.

              Н. Кончаловская

Книга выступает одним из звеньев духовной культуры людей, она заставляет нас возвращаться к истокам. Культура продолжает твориться на наших глазах. Появляются новые способы хранения и передачи информации. Но их появление не было бы возможным без тех «знаков», с которых мы начинали наш разговор, без книг, переписанных некогда вручную терпеливыми монахами.

Друзья давайте вспомним всё то, о чем вы сегодня узнали.

И ответим на вопросы викторины о возникновении книг на Руси.

  Книга ­ очень ценная вещь. Много трудов затрачивается на её изготовление. Это великий дар данный человеку. Но помните от того, какие книги мы читаем, зависит и то, какими будут наши идеалы, а значит ­наше будущее. 

Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.  

                            Ю. Ванаг

   Если вам было интересно, и вы хотите узнать больше о создании первых книг в нашей стране, эти книги ждут вас в нашей библиотеке.

В заключении послушайте отрывок из книги Б. Горбачевского «Первопечатник Иван Фёдоров»:

До новых встреч!

С вами была Коновалова Н. В.

Связанные изображения: