Познавательный час «Магия чисел в сказках Пушкина»

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени

Добрый день, дорогие друзья!

Трудно найти человека, который не знает, что такое сказка. Мне кажется, все люди на свете с ними знакомы! Ведь когда мы были маленькими, мама, папа или бабушка рассказывали нам множество сказок! Книжечки для самых маленьких – это всегда сказочные истории, рассказы. Все дети любят их. Удивительно, но маленький ребенок может слушать одну и ту же сказку много раз и она ему не надоедает. Это уже во взрослом возрасте, прочитав книгу один раз, редко когда мы к ней возвращаемся. Но магия сказки, особенно когда мы были детьми, имела совсем другое действие.

Я хорошо помню сказки, которые мне рассказывала бабушка. Мне всегда нравилось, что сказки заканчиваются победой добра над злом, в них все происходит практически как в жизни, но не с людьми. Животные там превращаются в друзей, они говорят, поют, путешествуют. В сказках оживают предметы, цветы и деревья, там существуют колдуны, магия, чудеса, там сбываются желания. Благодаря сказкам в детстве я часто перед сном мечтала о том, как смогу когда-нибудь летать, как мои игрушки оживут и заговорят для меня…

Расцвет нашей, русской народной стал заметным явлением примерно со второй половины восемнадцатого века.

Но только Александр Сергеевич Пушкин вывел жанр сказки из разряда второстепенной литературы в литературу первостепенную.

В ноябре 1824 г. из Михайловского поэт писал брату: «…Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В детстве поэт слушал сказки, рассказываемые няней, Ариной Родионовной, бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, дворовым Никитой Козловым. Глубокий интерес Александра Сергеевича к живому народному языку и фольклору сохранился у него и в дальнейшем.

Цикл сказок занимает совершенно исключительное и особое место в творчестве поэта. Из биографии известно, что огромный интерес к народной поэзии и, в частности, к сказкам, он проявил в период ссылки в с. Михайловском. От этого времени сохранилось его письмо к брату Льву, где он пишет: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» .

В работе над литературным воплощением фольклорных сюжетов Пушкин учитывал уже сложившиеся народные традиции. В его произведениях можно встретить целый ряд чисел, например: 3, 6, 7, 8, 33Неужели его выбор случаен?

На этот вопрос мы сейчас с вами, дорогие друзья, и ответим!

Загадка первая: число «3»

Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число «3». Число «3» издревле считали магическим. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Так, в написанной в Болдине осенью 1830 года «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. Не на шутку испуганный поп хочет «погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом. Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом.

Загадка вторая: «3» и… «33» !

А вот в «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» мы уже в первой строчке читаем: «Три девицы под окномпряли поздно вечерком». Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю. Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном. Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, чудо свершилось. Они как бы заново воскресли. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича. Тридцать три богатыря на берегу очутились. Тридцать три богатыря — огромная сила. Цифра «33» содержит в себе значение множества!

Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе: «Ровно тридцать лет и три года». Тридцать три — роковое в сказках. Две стоящие рядом тройки – это просто огромная сила и одновременно противодействие двух сил. Одна сила при этом мешает другой, противодействует. У Пушкина старуха после 33 лет совместной жизни со стариком стала требовать богатства. Так же, как и в предыдущей сказке, утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования. Три раза старик кидал в море свой невод:

 ...Раз он в море закинул невод, –
 Пришел невод с одной тиной,
 Он в другой раз закинул невод, -
 Пришел невод с травой морской,
 В третий раз закинул он невод, -
 Пришел невод с одной рыбкой,
 С непростою рыбкой – золотой...

Исторический факт:

Осень 1833 стала кульминационной для сказок Пушкина. В это время были написаны «Сказка о семи богатырях и о мёртвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».

Ребята, все вы, конечно же, читали сказки Александра Сергеевича Пушкина и чуть ли не знаете их наизусть… Но порой и о таких, родных с детства и привычных вещах, можно узнать много неожиданного! Хочу обратить ваше внимание на несколько фактов о сказках Пушкина, которых вы, возможно, не знали:

  • У некоторых сказок был нерусский источник. Да, Пушкин мастерски обрабатывал русские народные сказки, которые ему рассказывала Арина Родионовна или которые он находил сам, использовал народные стихотворные размеры… Но как человек очень образованный, он использовал опыт всего мира.Так, прообраз «Сказки о рыбаке и рыбке» был у братьев Гримм, и поначалу Пушкин даже хотел, чтобы в конце старуха, как и там, стала папой римским, но решил всё же сохранить русский колорит. А Золотой Петушок пришёл из Египта: по легенде коптов древняя грозная жрица-волшебница велела сделать фигуру быка из красного камня и петуха из бронзы. И поместили на вершину горы, и если на Египет наступали враги, баран оборачивался в ту сторону, а петух пел. «Руслан и Людмила» же, хоть и вдохновлены «Неистовым Роландом» Ариосто и «Орлеанской девой» Вольтера, и ритмом не похожи на русский фольклор, но по сюжету всё же основаны на русском лубке – народных книгах о Еруслане Лазаревиче.
  • Попа заменяли на купца. «Сказка о попе и работнике его Балде» вышла в свет только после смерти Пушкина. И чтобы это издание не оскорбляло церковь, Жуковский переписал сказку, и вместо попа возник «купец Кузьма Остолоп, по прозванию Осиновый Лоб». В изначальном виде сказку опубликовали более чем сорок лет спустя, но и тогда в народных изданиях оставался купец. Иногда представители церкви пытаются продвинуть вариант с купцом и сейчас.

Вернемся к нашему повествованию.

Загадка третья: число «7» и «6»

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «7». Люди давно считали, что «7» – число особое.

Символика числа «7» характерна для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа «3»-божественного совершенства и «4» –мирового порядка.

В сказке Александра Сергеевича число «7» тоже имеет значение «много»: «семь богатырей, семь румяных усачей». В приданое царевне было дано «семь торговых городов да сто сорок теремов». Семерка — очень счастливое число. Оно — символ познания истины. Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна, Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью (к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному). И только от ветра он узнает, где царевна. После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но онане восстала ото сна». И они «гроб её к шести столбам на цепях чугунных там осторожно привинтили и решёткой оградили». Известно, что в народе число «6» ассоциируется с нечистой силой. А обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.

Загадка четвёртая: число «27» и «30»

В 1834 году поэт написал «Сказку о золотом петушке». Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко. Мало кто знает, что тридевять земель – это число «27». Столько дней по древнему календарю продолжительность лунного месяца. То есть, пешком нужно идти столько же дней. Выражение «Тридесятое государство» пошло от былых крестьян, которые умели считать только до десяти. Три раза по десять – это так далеко, что добраться туда практически недосягаемо. Получается, что для предков числа «27» и «30» — тот предел, за которым живут и происходят чудеса.

Загадка пятая: число «8»

Продолжу повествование на основе «Сказки о золотом петушке».

Цифра «8» является чётной. А у народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.

Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?

...Что за страшная картина!
 Перед ним его два сына
 Без шеломов и без лат
 Оба мёртвые лежат...

Итак, дорогие друзья, проанализировав употребление Пушкиным в своих сказках различных чисел, можно сделать вывод, что выбор чисел в этих сказках не случаен. Александр Сергеевич использовал традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.

Пушкин использовал стилистическую традицию произведений народного творчества, где используются числительные-символы. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Можем подытожить, что числительные играют в художественном тексте немаловажную роль и изучение их функции помогает увидеть, почувствовать глубину текста, проникнуть в заложенную творцом идею повествования.

Ненадолго отвлечемся и познакомимся с еще несколькими фактами о сказках Пушкина:

  • В поэме «Руслан и Людмила» Пушкин подшутил над Жуковским. А именно над его поэмой «Двенадцать спящих дев». Она была возвышенна и красива. У Пушкина же эпизод, где один из героев попадает в шатёр с прекрасными девушками, шутлив и эротичен. Эта пародия была беззлобной, скорее, дружеской. И когда поэма становится знаменитой, Жуковский дарит Пушкину свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
  • Некоторые думают, что первые строки «Конька-Горбунка» Ершова» написал Пушкин. А именно эти строки:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе... 

Впрочем, это, скорее, легенда, и Пушкин лишь отредактировал эти стихи.

В стенах нашей библиотеки вы можете ознакомиться с рядом интереснейших изданий сказок Александра Сергеевича Пушкина!

В завершение нашего мероприятия предлагаю вам, дорогие друзья, сыграть в небольшую игру, в ходе которой вам предстоит по представленной иллюстрации угадать, о какой сказке Александра Сергеевича Пушкина идет речь.

Друзья, спасибо вам за внимание!

Ждем вас на наших предстоящих мероприятиях!

Следите за новостями на нашей странице в социальной сети ВКонтакте и в блоге на сайте «Библиотеки Ростова»!

С вами была Ирина Кулешова.

Связанные изображения: