Час безопасности «В сране Дорожных Знаков».

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Добрый день, дорогие друзья!

В Древнем Риме, например, где одним из распространенных средств передвижения были колесницы, на улицах Вечного города пришлось вводить одностороннее движение. Первые попытки регулирования на перекрестках предпринимали патриции и торговая знать. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу продвижения на перекрестах, но это не всегда удавалось. Проблемой ПДД вынужден был заниматься даже сам Гай Юлий Цезарь, по указу которого был создан специальный отряд из вольноотпущенников, занимавшийся регулированием движения на перекрестках Великого Рима.

Первые правила дорожного движения, введенные Юлием Цезарем в 50-х гг. до н.э., запрещали ездить на частных колесницах по улицам Древнего Рима в рабочее время, а иногородним предписывалось оставлять свои транспортные средства за городской чертой и передвигаться пешком или в наемном паланкине – своеобразном такси того времени.

 В Европе история регулирования дорожного движения начинается с 1868 г. Именно в этом году в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском.

К семафору поставили слугу в шикарной ливрее, который поднимал и опускал стрелу. Скрежет цепи механизма, при помощи которого поднимался семафор, был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы, и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка с помощью механизма регулировать дорожное движение.

 В нашей стране первые светофоры для регулирования дорожного движения появились в 1920 г. на улицах Москвы

 В начале «светофорной» эры зеленый сигнал располагался сверху, а красный снизу. Опыт использования таких светофоров показал, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху.

 И в 1968 г., в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз красный, желтый, зеленый.

 

 

Любопытно проследить историю возникновения правостороннего движения в мире. Дело в том, что в далеком прошлом путнику приходилось передвигаться, в большинстве своем, вооруженным. При встрече с прохожим человек уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы, в случае необходимости, иметь возможность действовать свободной правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. Именно по этой причине в большинстве стран мира традиционно установилось и правостороннее движение для экипажей.

 Однако британцы, во всем имевшие свое собственное мнение, пошли своим путем, организовав левостороннее движение. Их привычку переняли бывшие колонии и доминионы Британской империи и отдельные независимые страны. Сегодня более миллиарда автомобилистов на Кипре, в Бирме, Индии, Индонезии, Непале, Шри-Ланке, Пакистане, Малайзии, Таиланде, Ямайке, Тринидаде, Эфиопии, Гане, Нигерии, Уганде, Сомали, Судане, Танганьики, Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии, а также Японии движутся по левой стороне дорожного полотна.

 В России современная служба ГАИ – ГИБДД родилась сравнительно недавно, в 1936 г. Но появилась она не на ровном месте, а опиралась на опыт предшествующих поколений. Еще во времена правления на Руси Ивана III (XV в.) появились общие правила пользования почтовыми трактами, что позволяло довольно быстро преодолевать большие расстояния на перекладных лошадях. Петр I в начале своего царствования издал прямое указание о соблюдении правил безопасности дорожного движения, которыми запретил ездить без возниц на невзнузданных лошадях.

 С созданием в 1718 г. полицейских органов, контроль за соблюдением правил движения в Санкт-Петербурге был возложен на полицию. Государство устанавливало не только правила, но и кару за их нарушение. Анна Иоановна требовала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, ослушников же бить кнутом и ссылать на каторгу».
Впоследствии правила дорожного движения детализировались. В распоряжениях администраций разных городов в конце XVIII в. есть такие указания: «Когда случится подъехать к перекрестку, тогда ехать еще тише и осматриваться во все стороны, дабы кому повреждение не учинить или с кем не съехаться», и «на мостах через реки карет не обгонять, а ехать, напротив, порядочно и нескоро».

 Детализация правил продолжалась и в XIX веке. В 1809 г. в России создается транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд. На эти команды были возложены задачи по обеспечению безопасности движения на реках и дорогах, сопровождению грузов и предотвращению хищения. В их функцию входило наблюдение за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта.

 В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов. 
Обеспечение безопасности движения, как свидетельствуют документы, постепенно становилось одной из основных функций полиции. Изданная в 1883 г. «Инструкция городовым московской полиции» выдавалась каждому городовому, который обязан был всегда иметь ее при себе и руководствоваться ею в своих действиях. Обязанностям городовых «по соблюдению порядка и безопасности на тротуарах, дорогах и бульварах» посвящены в Инструкции 30 параграфов из 144.

 В начале XX в., когда количество автомобильного и гужевого транспорта значительно выросло, градоначальники распорядились об ограничении скорости езды сначала до 12 верст в час (около 13 км/ч), а в 1907 г. – до 20 (21 км/ч). Первыми в России сложности в передвижении ощутили жители Москвы и Петрограда. Автомобили и мотоциклы в них уже не являлись редкостью и заметно снизили пропускную способность транспортных артерий и безопасность движения.

 Именно по этой причине в 1908 г. у чинов полиции, регулирующих движение, появились прообразы нынешних жезлов. Столичные городовые в местах с интенсивным движением были вооружены короткими белыми палочками с коричневой ручкой, которые носились в специальных кожаных чехлах. В дальнейшем короткая белая трость получила свою полосатую окраску, чтобы быть более заметной.

 В первое время правила в разных странах отличались друг от друга, и в 1909 г. в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о единых правилах, общих для всех стран Европы.

 Первые правила дорожного движения в СССР назывались «Правила движения автомобильного и гужевого транспорта по дорогам СССР». Они были утверждены 15 мая 1933 г. Практически все разделы, вошедшие в них, сохранились до сих пор. Правда, увеличилась их наполненность и ужесточились требования к водителям. Сравнивая Правила разных лет, не трудно заметить, что многие положения, требования и нормы сохраняют актуальность и в настоящее время. 

В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.

Растёт поток машин, на улицах становится небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.

А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.

Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их.

Закон улиц очень строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдает правил. Но этот закон и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизни.

Всем, кто любит погулять, 
Всем без исключения 
Нужно помнить, 
Нужно знать 
Правила движения. 
Чтобы руки были целы, 
Чтобы ноги были целы, 
Много знаков надо знать! 
Надо знаки уважать!

Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.

Переходить дорогу нужно только по пешеходным переходам. Самые безопасные – подземный и наземный. 

Если светофора на пешеходном переходе нет, дождись, когда машины остановятся, чтобы пропустить тебя. Посмотри налево, затем направо, ещё раз налево, если машин нет, начинай переход.  При переходе смотри по сторонам, не останавливайся и будь внимателен. Если дорога свободна, закончи переход.

Памятка для учащихся.

1. Ходите только по тротуару!

2 Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

 3  Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

4  На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

5 Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

6 Не ездите на подножках и выступах транспорта.

7 Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.

8 Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!

Вот и подошёл  к концу наш  час безопасности. Надеюсь, что вам было интересно, а главное — полезно! Вы всегда будете соблюдать правила дорожного движения и никогда не станете участником ДТП! Безопасной вам дороги!

Связанные изображения: