Урок безопасности «Пагубная привычка».К всемирному дню без табака.

Пословицы о здоровье - пословицы и поговорки о здоровье для детей  дошкольного и школьного возраста (1,2,3,4,5 класс)

Здравсвтвуйте, дорогие друзья! Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о вредных привычках. Но прежде, чем мы начнем, давайте выясним, что такое привычка. Привычка – это действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным.  Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим.

Следует различать полезные привычки привычка к труду, привычка умываться перед сном и вредные несдержанность, привычка перебивать говорящего.

Подражая другим, у человека формируются привычки. У кого-то положительные, а у кого-то отрицательные. Но со временем человек впадает в зависимость от своих привычек. И ему трудно от них избавится.

От чего может зависеть человек?

От настроения своего и окружающих, телевизора, компьютера, интересной игры, человека, погоды, конфет, нехороших химических веществ и т.д.

Со всеми перечисленными зависимостями, проблемами человек может справиться сам, воспитав свою волю.

А какие вредные привычки вы знаете?

Сегодня  мы о них поговорим, и научимся говорить вредной привычке – НЕТ!

Ребята, приятно ли вам наблюдать за соседом по классу, который грызет ногти, ковыряется в носу?

Замечали ли вы за собой такую привычку? Как вы думаете, красиво ли вы будете выглядеть со стороны?

Оставим ли мы эту привычку? Или избавимся от неё? Давайте скажем ей – нет!

 Мы говорим неопрятности – НЕТ!!!

Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты?

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Пищевые продукты, являющиеся источниками макро - и микронутриентов в период  самоизоляции

Какие продукты, по вашему мнению, полезны? А какие вредны?

Золотые правила питания.

Главное – не переедайте.

Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

Тщательно пережёвывайте пищу и не спешите глотать.

Будете ли вы придерживаться этих правил? Что мы скажем неправильному питанию?

Мы говорим неправильному питанию – НЕТ!!!

  А сейчас загадки об овощах и фруктах, которые содержат витамины.

Грубые слова тоже являются плохой привычкой. Многие ребята нецензурно выражаются, думая, что это делает их взрослее.  Что можно сказать о таких ребятах? Приятно ли вам общаться с ними? А за собой вы замечали употребление таких слов? Как вы думаете, какое впечатление вы производите на окружающих, используя такие слова?

Какое решение мы примем? Будете ли вы употреблять грубые слова? Давайте скажем этой вредной привычке – нет!

 Когда мы встречаемся с людьми, мы здороваемся. Здоровье для человека – одна из главных ценностей.

Спорт в жизни детей и его польза

«Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия», т. е. здоровье – это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой (вдох – выдох, сон – бодрствование).

Физическое здоровье связано с работой нашего организма, нам важно знать, как должен работать наш организм. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста.

Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости, не падать в обморок. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

А теперь рассмотрим, что же такое социальное здоровье?

Социальное здоровье человека– это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом.

Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях.

Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания.

А самое главное вы узнали, что наше здоровье зависит только от нас!

И в завершении нашего сегодняшнего мероприятия давайте посмотрим видеосюжет: отрывок из м/ф «Мойдодыр».

Клуб «Порядок действий в случае возникновения пожара»

Здравствуйте уважаемые члены нашего клуба и гости! На очередном заседании клуба мы рассмотрим что нужно делать при возникновении пожара в квартире. Пожар — это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара.

1. При возникновении пожара немедленно вызовите пожарную охрану по телефону «01» («112» при звонке с мобильного телефона).

При вызове пожарной охраны необходимо сообщить:

— точный адрес,

— где и что горит, на каком этаже, в каком подъезде,

— кто сообщил о пожаре и с какого телефона.

Вызов пожарной охраны осуществляется бесплатно.

2. Организуйте встречу пожарных подразделений.

3. Примите меры до прибытия пожарных машин к эвакуации людей, материальных ценностей и если возможно, то и к тушению пожара. При тушении пожара категорически нельзя бить в окнах стекла и открывать все двери, так как это приводит к дополнительному притоку кислорода и способствует развитию пожара.

Пожар, как правило, начинается с незначительного горения и тушить его в этот период не представляет большой сложности. Для этого используются подручные средства (вода, песок, земля, плотная ткань).

Следует помнить, что:

— водой нельзя тушить легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин) и не отключенные электроприборы;

— горящую одежду, шторы тушат на полу, заливая водой, небольшое пламя можно затаптывать ногами;

— при горении изоляции электропроводки первым делом надо обесточить электросеть при помощи выключателя, находящегося обычно рядом со счетчиком электроэнергии (в многоэтажных домах они находятся на площадке в специальной нише);

— в помещении из основных материалов пожаротушения есть только вода, поэтому необходимо находить другие подходящие средства (земля из цветочных горшков, разделочная доска, ведро с пищевыми отходами), небольшое пламя можно накрыть ведром или кастрюлей.

Если ликвидировать очаг горения своими силами не представляется возможным, необходимо срочно покинуть квартиру.

Покидая горящую квартиру, плотно закройте за собой дверь, во избежание дополнительных условий для распространения пожара по квартирам и этажам. При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши, можно использовать балконную лестницу. Если нет балконной лестницы, необходимо выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь и криками привлекать внимание прохожих и пожарных.

При выходе из горящего здания дверь надо открывать осторожно, так как быстрый приток свежего воздуха может вызвать вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись, так как дым поднимается вверх, а остатки свежего воздуха находятся внизу. Для защиты органов дыхания от горячего воздуха можно дышать через увлажненную ткань.

Что НИКОГДА НЕ НУЖНО делать при пожаре в доме (квартире):

— бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных (если Вы не справились с огнем за несколько секунд, его распространение приведет к большому пожару);

— пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие);

— опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение здесь без отсутствия особых навыков почти всегда неизбежно);

— прыгать из окна (начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен)

При возникновении пожара в доме, квартире, здании необходимо выполнять следующие требования:

Не паниковать;

Закрыть все окна и двери;

Найти и вывести маленьких детей, которые прячутся в шкафах, под столами, в туалетных комнатах. Помочь старикам, пострадавшим;

Взять с собой документы, деньги, ценные вещи;

Быстро, без давки покинуть опасную зону пожара, по заранее изученному безопасному маршруту, используя запасные выходы, пожарные лестницы;

Постоянно подавать звуковые сигналы;

Не закрывать входную дверь на ключ;

Не пользоваться лифтом.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

Библиотечный урок «Периодические издания».

Мальчишки и девчонки!

Добро пожаловать в интересный, познавательный и яркий мир детских журналов! Сегодня издаётся много детских журналов познавательных, развивающих, развлекательных, исторических. Как сориентироваться в таком большом количестве и не ошибиться при выборе? Предлагаем вам поближе познакомиться с лучшими образцами детских периодических изданий и всем вместе отправиться в путешествие по журнальной стране!

Журнал «А почему?»   6+

А почему? №02/2021 / Журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке,  технике, природе, путешествиях и многом другом – скачать pdf на ЛитРесНаучно-популярный, исторический журнал для мальчишек и девчонок, а также и их родителей. «А почему?» издаётся с января1991года. Перелистывая страницы, вы совершите вместе с журналом увлекательные путешествия в мир обыкновенных вещей, явлений природы, получите знания во всех областях науки, техники, искусства, научитесь мастерить уникальные и в тоже время простые вещи.

Девизом журнала стали слова Редьярда Киплинга: Пять тысяч ГДЕ, семь тысяч КАК, сто тысяч ПОЧЕМУ!

Неизменные рубрики журнала:

  • Сто тысяч «Почему»

  • Все цвета радуги

  • «Наш мультик»

  • «Теплоходом, самолетом…»

  • «Со всего света»

  • «Музеи мира»

  • «А еще расскажите…»

  • «Про братьев наших меньших»

  • «Преданья старины глубокой»

  • «Игротека»

  • «Настенька»

  • «Данила-мастер»

Журнал «А почему?» с легкостью ответит на все твои вопросы!  

Журнал «Мурзилка»

Мурзилка №1 (январь 2021)«Мурзилка» — детский литературно — художественный журнал. Родился 16 мая 1924 года. В 2012 году занесён в «Книгу мировых рекордов Гиннесса», как журнал с самым длительным сроком издания. Все эти годы он развивался и изменялся. Мальчишки и девчонки герой Мурзилка приглашает вас познакомиться с интересными, познавательными материалами. Вы сможете совершить интересные прогулки со словами , узнать о флоре и фауне нашей планеты, побывать на уроках труда и физической культуры, посетить школу безопасности и даже сходить в музей. В каждом номере «Мурзилки» есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраски и несколько конструкций-самоделок.

Журнал «Отчего и почему»   6+

Познавательный журнал для детей, рассказывающий о природе, науке, искусстве. Является приложением к журналу «Веселые уроки». В нем можно найти много различных загадок и ребусов, ответы на самые неожиданные вопросы: «Где раки зимуют?», «Кто хвостом воду пьёт?», «Чем заяц от кролика отличается?», «Есть ли хобот у черепах» –оказывается есть. Всё в мире оказывается понятным и простым, когда прочитаешь этот журнал.

«ОТЧЕГО И ПОЧЕМУ» №6 (ИЮНЬ) 2021 Г.

Вот и наступило долгожданное лето! Конечно же, ты мечтал об этом, и теперь радуешься, что мечта исполнилась. А вот у медвежонка Миньки с мечтой вышла незадача… Зверята наконец дошли до голубого леса, только на деле он оказался вовсе не голубым, а таким же зелёным, как и их родной Дремучий. Скорее открывай июньский «Отчего и Почему» – и узнаешь, как так вышло.

В журнале тебя ждут большой кроссворд от гномов и загадки от солнечных зайчиков.

Ты сможешь научиться рисовать бабочек и пополнить свою «Птичью азбуку» новыми страничками, смастерить из бумаги чудесную вазу с цветами и бабочками и прогуляться по июньскому лесу с величественным лосём. Почему с лосём? Да ведь он дежурит по чаще в первый летний месяц. Сохатый раскроет тебе некоторые лесные секреты и подскажет, какие грибы собирать, а от каких лучше отказаться.

Ты узнаешь об истории носового платка и каким был первый трамвай, кто вынашивает детёнышей на спине и где живёт солнечная птица.

Отчего, Почему и Знайка тоже подготовили для тебя сюрприз: познакомят с тем, кто пробует пищу … ногами! Да-да, ногами! Не веришь, что так бывает?

Листай журнал – тебя ждёт удивительная встреча!!!

Журнал «Лучик»   12+

Путешествие Утконоса ("Лучик", март 2021).Детский журнал «Лучик» самая настоящая находка для детей и их родителей, помогающий детям обрести глубокую любознательность и тягу к чтению, а интересные нетривиальные темы учат читателя думать.

«Лучик», пожалуй, единственный журнал в России в котором живопись, музыка, литература и философия уживаются с физикой, химией, математикой и биологией. Некоторые опубликованные материалы – просто уникальны!

Он активно помогает детям поверить в свои силы, раскрыть и развить в себе творческие способности, сделать духовную жизнь богаче, полнее.
Ребята могут активно участвовать в создании новых номеров. В каждом номере публикуются произведения детей – проза, стихи, рисунки. Их разбирают и комментируют профессионалы – литературоведы, критики, писатели. 

Журнал «Рюкзачок». Мир путешествий №4, 2021   6+

Рюкзачок. Мир путешествий №4, 2021Добро пожаловать в Москву! Мы прогуляемся по этому потрясающему мегаполису, познакомимся со знаменитыми шедеврами Третьяковской галереи, заглянем в зоопарк, на шоу кошек, в Театр зверей Дурова. Также ты узнаешь:

  • почему столицу России называют «третьим Римом» и «умным городом»;

  • чем знаменито метро;

  • почему император Пётр I перенёс столицу;

  • какая фраза Юрия Гагарина, первого человека в космосе, стала крылатой;

  • почему игрушка матрёшка названа таким именем;

  • как появился сказочный «чайный дом»

  • и многое другое!

  • + Задания, конкурсы и «Живой журнал», который можно посмотреть с помощью смартфона!

Журнал «Квантик»

Квантик» - журнал для любознательныхО математике и физике, о лингвистике и жизни. О криптоне в лампочках и иттрии в экранах мониторов, о шахматных фокусах и Хоттабыче. Радует не только приятное оформление, но и интригующие заголовки — статью «О мертвой петле летающих вращающихся стаканчиков» немедленно хочется прочитать. Вообще, глаза разбегаются, не знаешь, с какой страницы начать: прочитать про Юпитер, где облака вытянуты по всей границе, или бежать отгадывать загадки на спортивную тему?
В постоянных рубриках решаются и обсуждаются самые интересные математические задачи с лучших олимпиад и проводятся конкурсы по русскому языку. А еще «Квантик» публикует рассказы и комиксы маленьких читателей. Журнал рассчитан​ на детей от 4-го класса, но по отзывам его с большим интересом читают и первоклашки, и их родители.

Журнал «Наш Филиппок» 6+

Наш Филиппок - Детские журналы - Детские журналыЖурнал “Наш Филиппок» — это красочное познавательное издание для детей от 6 до 12 лет, которое  станет хорошим другом и помощником для ребят.

Мальчик Филиппок в доступной форме и простыми словами расскажет ребятам  обо всем, что происходит в мире. Природные явления, человек, животные, история привычных вещей, загадочный космос и многое другое, – о чем только не узнает детвора благодаря журналу.

Рубрики журнала:

— Герои моей страны (история нашей Родины и ее героев).

— Моя Родина – Россия ( об устройстве нашего государства, о великих людях прославивших нашу Родину).

— Жизнь замечательных людей (биография знаменитых людей, спортсменов нынешнего и прошлого веков).

— Конкурсы и викторины (призы и подарки за участие в конкурсах и викторинах от Филиппка).

— Кем быть (выбор будущей профессии).

— История обычных вещей  (устройство привычных вещей, из чего и как они сделаны).

— Космос  (путешествие по необъятному космическому пространству).

— Мастерская Филиппка (развитие творческих способностей)

— О спорте  (о разных видах спорта,  интервью со знаменитыми спортсменами, ответив на вопросы которых, можно получить в подарок приз с автографом чемпионов).

А если юный читатель расскажет о своем домашнем питомце, или о том, как провел лето, пришлет любимый рецепт, – свои рисунки и фотографии он увидит на страницах журнала.

Журнал «Шишкин лес»

Предназначен  для  детей  дошкольного  и  младшего школьного возраста. Однако  в  журнале  большое  внимание  уделяется семейному  времяпрепровождению,  так  что  данное издание будет интересно и родителям.

Диапазон читательской аудитории журнала «Шишкин Лес» достаточно широк, поэтому в его структуре нашли отражение материалы разной тематики и направленности.Рубрика «Воскресная  школа»ведёт  разговор  о  различных  церковных праздниках  и  житиях  святых.  Материал  подаётсяв  доступной  форме, поэтому интересен и понятен и детям, и взрослым. Раздел «Несколько вопросов взрослому» содержит небольшое интервью с представителями разных профессий. В  рубриках «Почитай-ка», «Доброе  слово – малышам», «Лукошко сказок» и «Любимая сказка Шуни» вы найдёте поучительные рассказы и сказки, мораль которых на первый взгляд не очевидна, но становится понятна после обсуждения в домашнем кругу. Кроме того, все истории украшены яркими картинками, пословицами и комментариями обитателей Шишкиного леса. «Азбука вежливости», как следует из названия, знакомит юных читателей с «волшебными» словами. «Репортажи Зубка» повествуют об экскурсиях в самые неожиданные места –в  мастерскую  игрушки,  оранжерею,  на  колхозное  поле.  Поводом отправиться в то или иное путешествие часто служит письмо с интересным вопросом от маленького читателя. Рубрика «Совинформ»-это рассказ от мудрой совы Матильды Леонардовны об интереснейших научных фактах и открытиях. «Советы  Енота  Енотыча»,  как  правило,  содержат  рекомендации юным садоводам,  туристам,  путешественникам,  кулинарам  от  самого хозяйственного обитателя Шишкиного Леса и мастера на все руки — Енота Енотыча. В разделе «Калейдоскоп» вас ожидают творческие и логические задания, задачки, головоломки и кроссворды. Кроме  того,  в  каждом  выпуске  журнала  вас  ждут  подарки,  конкурсы  и весёлые игры!

Наши юные читатели, эти и многие другие детские журналы ждут вас в библиотеке по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Штахановского, дом 20

Добро пожаловать в мир журналов!

Час искусства «История великой коллекции». Третьяковская галлерея.

З дітьми про мистецтво: що важливо для дітей різного віку

Третьяковка за более чем столетие существования успела стать легендарной: каждый год увидеть хранящиеся здесь экспонаты приезжают люди из всех уголков земного шара. Уникальный музей, собравший в своих стенах живописные шедевры, ведет рассказ не только о развитии искусства, но и о нелегком пути русского народа, отраженном в картинах прославленных отечественных мастеров.

Основатель самой богатой и знаменитой в России галереи русской живописи — Павел Михайлович Третьяков родился в Москве в богатой купеческой семье. Успешная коммерческая деятельность позволила ему тратить крупные суммы на приобретение картин. Наибольший интерес вызывали у него картины русских живописцев. В его собрании было более тысячи произведений русских мастеров живописи: А.К. Саврасова, В.И. Якоби, М. П. Клодта, В.Г. Перова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского, Н.Н Ге и других.

Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Коллекция началась с картины «Стычка с финляндскими контрабандистами», которая была куплена Третьяковым в 1856 году у художника Худякова за 450 рублей.

Стычка с финляндскими контрабандистами (1853)

В 1867 г. для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых».

Для размещения картин Третьяков занял часть своего дома, который был реконструирован за счет прилегающих к нему разновременных построек.

Открытие музея состоялось 15 августа 1893 года. Главный фасад здания был сооружен в 1902 году по проекту художника В.М. Васнецова

State Tretyakov Gallery | Артгид

В 1892 году Третьяков передал галерею в дар городу Москве. «Галерея помещается в жертвуемом мной доме и должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения для всех желающих». Узнав об основании галереи с таким великолепным собранием картин, российский император Александр III воскликнул: «Московский купец опередил государя!»

В декабре 1896 года П.М.Третьяков стал почетным гражданином города Москвы, как говорилось в приговоре Московской городской думы «…За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства».

В 1911 году французский художник Анри Матисс, посетив Москву, писал о Третьяковской галерее: «Я поражен русской живописью, подолгу стоял перед иконами и был, в буквальном смысле, потрясен». Такое же впечатление производит Третьяковская галерея на всех посетителей. В ней собраны лучшие произведения русской иконописи, живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства.

Страшный период переживала наша страна в годы Великой Отечественной войны. Но несмотря на все тяготы и трудности шедевры Третьяковской галереи были сохранены. С первых недель Великой Отечественной войны в Государственной Третьяковской галерее была развернута колоссальная работа по эвакуации и демонтажу экспозиции. Впервые за историю музея в кратчайший срок все картины были сняты  со стен, вынуты из рам и освобождены от подрамников. В середине лета с Казанского вокзала  в Новосибирск отправился  эшелон с экспонатами. К  началу 1942 года в Оперном театре Новосибирска было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей. Сотрудники галереи организовывали здесь выставки, читали лекции.Война уходила на запад. С 1943 года вывезенные коллекции готовили к возвращению в Москву. 9 октября 1944 года вышел приказ о том, чтобы все возвратить уникальные грузы из Новосибирска в Лаврушинский переулок.  Благодаря усилиям сотрудников Галереи сокровища русского искусства были сохранены. Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта.

В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висят «Богатыри» — картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. 17 лет потребовалось Васнецову, чтобы написать эту картину. Последним крупным приобретением Павла Михайловича Третьякова были «Богатыри» В.М. Васнецова. Они сразу были помещены в зал, где и находятся по сей день.

На картине мы видим трёх богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Богатыри 1898 год . Художник Васнецов В.М. - Изображение Государственная  Третьяковская Галерея, Москва - Tripadvisor

Сейчас Третьяковская галерея — уже не просто музейная экспозиция, но и центр по изучению искусства. Мнение ее работников и специалистов высоко ценится во всем мире, эксперты и реставраторы считаются одними из самых профессиональных в современном мире искусства. Уникальная местная библиотека — еще одно достояние Третьяковки: книжное собрание содержит более 200 000 специализированных томов по искусству.

Наиболее значимые экспонаты выставляются в историческом здании. Экспозиция поделена на разделы:

  • древнерусское искусство (XII–XVIII веков);
  • живопись с XVII столетия до первой половины XIX;
  • живопись второй половины XIX и рубежа XIX и XX веков;
  • русская графика XIII – начала XX столетия;
  • русская скульптура XIII – начала XX века.

Сегодня коллекция включает более 170 000 произведений русского искусства, при этом пополнение экспозиций и хранилищ продолжается. Художники, частные дарители, разнообразные организации и наследники приносят в дар замечательные работы, а значит, не завершена и история создания уникального собрания отечественных шедевров.

И завершим нашу экскурсию видероликом. Приятного просмотра!

Час русской культуры «Сказания о письменах славянских». День славянской письменности и культуры.

Дорогие ребята!

24 мая весь славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. День славянской письменности и культуры – единственный церковно-государственный праздник в нашей стране. В этот день проходят как светские, так и духовные мероприятия: церковь поминает равноапостольных братьев, создателей славянской азбуки, Кирилла и Мефодия, а светские мероприятия праздника начинаются с церемонии передачи вечевого колокола – традиционного символа Дня славянской письменности и культуры.
На российскую землю этот праздник пришел совсем недавно – в 1992 году, когда в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Мы говорим, что славянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий. А до них письменности в Древней Руси была или нет? 
Давайте обратимся к болгарскому писателю 10 века черноризцу Храбру. Он посвятил началу славянской письменности маленькое сочинение «Сказание о письменах» (то есть о буквах). Храбр рассказывает, что в древности, когда славяне были еще язычниками, у них не было букв, они писали «чертами и резами». «Черты и резы» — это разновидность примитивного письма в виде рисунков и зарубок на дереве. Такое письмо известно и у других народов на ранних стадиях их развития. Когда же славяне крестились, продолжает Храбр, они пытались записывать свою речь римскими или греческими буквами. Такие попытки были обречены на неудачу, так как ни греческий, ни латинский алфавит не был пригоден для передачи многих особых звуков славянской речи. И так было до времени Кирилла и Мефодия. 

Кирилл (светское имя Константин) и его старший брат Мефодий родились в Византийском городе Фессалонике на побережье Эгейского моря, который славяне называли Солунь. Поэтому Кирилла и Мефодия называют Солунскими братьями. Ныне Фессалоника называется Салоники и находится в Греции. Фессалоника была крупнейшим городом Византийской империи. В ее окрестностях издавна жило много славян. Очевидно, еще в детстве мальчики познакомились с их обычаями и речью. Отец братьев был военачальником в императорских войсках и смог дать детям хорошее воспитание. Мефодий, блестяще закончив обучение, еще в молодости был назначен воеводой в одну из славянских областей Византии. Как рассказывают страницы «Жития Мефодия», он научился там «всем славянским обычаям». Около 852 года он отказался от светской карьеры, постригся в монахи и позднее стал игуменом монастыря Полихрон в Малой Азии.

Кирилл с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Он получил образование в столице империи – Константинополе, у крупнейших ученых своего времени, Льва Грамматика и будущего патриарха Фотия. Закончив учебу, служил библиотекарем в богатейшем патриаршем книгохранилище в соборе святой Софии.  И преподавал философию. 

27 февраля - память равноапостольного Кирилла, учителя Словенского

В 862 или 863 году в столицу Византии Константинополь прибыли послы от князя Великой Моравии Ростислава. Они передали Византийскому императору Михаилу III просьбу Ростислава: «Хоть люди наши язычество отвергли, и держатся закона христианского, нет у нас такого учителя, чтобы на языке нашем изложил правую христианскую веру… Так пошли нам, владыка, епископа и учителя такого!» 
Великая Моравия была в IX веке сильным и обширным государством западных славян. В ее состав входили: Моравия, Словакия, Чехия, а также часть современной Словении и другие земли. Однако Великая Моравия находилась под влиянием Римской церкви. А господствующим языком церковной литературы и богослужения в Западной Европе была латынь. Так называемые «триязычники» признавали священными только три  языка – латинский, греческий и древнееврейский. Князь Ростислав проводил самостоятельную политику. Он стремился к культурной независимости своей страны от Священной Римской империи и немецкого духовенства, совершавшего церковную службу на непонятной славянам латыни. Поэтому и отправил он посольство в Византию, разрешавшую богослужение и на других языках. Византийское правительство отправило в Великую Моравию миссию во главе с Кириллом и Мефодием.  И это случилось не позднее 864 года. 

История письменности

К этому времени Кирилл уже приступил к работе над славянской азбукой и переводу греческих церковных книг на славянский язык. Еще до моравского посольства он создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи, азбуку – глаголицу. Ее название происходит от существительного «глагол», что значит «слово», «речь».
Глаголица отличается графической гармоничностью. Ее многим буквам свойствен петлеобразный рисунок. Некоторые буквы глаголицы Кирилл заимствовал из греческого и древнееврейского алфавита. Однако, создавая свою азбуку, Кирилл сам придумывал целый ряд новых букв. Он использует для этого важнейшие христианские символы и их сочетания: крест – символ христианства, искупления грехов и спасения; треугольник – символ святой Троицы; круг – символ вечности, и тому подобное. Не случайно «Аз» — первая буква древнейшего славянского алфавита, созданного специально для записи священных христианских текстов, имеет форму креста. 

Глаголица употреблялась на месте своего первоначального применения, в Моравии, в 60-80 годы IX века. Оттуда она проникла в Западную Болгарию и Хорватию, где получила самое широкое распространение. 
А вот в Древней Руси глаголица не прижилась. В домонгольский период она использовалась здесь изредка, причем могла употребляться в качестве своеобразной тайнописи. 

Тут приходит время второй древнейшей славянской азбуки – кириллицы.  Она была создана после смерти Кирилла и Мефодия их учениками в Восточной Болгарии в конце IX века. 
По составу, расположению и звуковому значению букв кириллица почти полностью совпадает с глаголицей, но резко отличается от нее формой букв. В основе этой азбуки лежит греческое торжественное письмо – так называемый Устав. Однако буквы, необходимые для передачи особых, отсутствующих в греческом языке звуков славянской речи, были взяты из глаголицы или составлены по ее образцам. 
Таким образом, Кирилл имеет прямое отношение и к этой азбуке, и ее название – кириллица – вполне оправдано.  В несколько измененном виде она до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, болгарами, македонцами и другими народами. 

Чем кириллица отличается от глаголицы? | История.Интересно! | Яндекс Дзен

С возникновением кириллицы на Руси появились летописи – памятники исторического повествования, исторической прозы Древней Руси. Летописи – один из основных жанров древнерусской литературы. Повествование велось по годам, и  рассказ каждого года начинался словами «в лето…». Отсюда название «летопись».
Летописец вел погодные записи, сообщая в них о событиях, ему современных. Они литературно обработаны и реалистичны. В летописях мы находим также записи о событиях, давно прошедших: эпические предания, легенды, а также воинские повести, жития святых, поучения, различные документы, внесенные лишь впоследствии. В составе летописи дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: «Поучение Владимира Мономаха», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и другие. 
Записи исторических событий начали вести в Киеве, по-видимому, уже в конце X века. Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054).
Около 1095 года создается начальный летописный свод, который сохранился в переработанном виде в Новгородской летописи I. В его основу входил замечательный памятник древнерусского летописания – «Повесть временных лет», не знавший себе равных в тогдашней Европе по мастерству повествования, разнообразию источников.

До нас дошли: Синодальный список I Новгородской летописи, Лаврентьевская и Ипатьевская летописи и другие — всего около 1500 списков.  
Н. М. Карамзин, А.И. Одоевский, А.С. Пушкин, А.К. Толстой и другие писатели не раз обращались в своем творчестве к летописным рассказам. Послушайте, пожалуйста, отрывок из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в викторине «Славянская письменность»

И в заключение послушаем стихотворение И.Бунина.

Что великий поэт завещал нам, своим потом­кам.

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страдань

Наш дар бесценный — речь.

Литературная викторина «Шолохов — детям».

Здравствуйте, ребята!

Сегодня 24 мая родился величайший донской писатель Михаил Александрович Шолохов. В этом году ему исполнилось бы 116 лет.

Михаил Шолохов – величайший писатель 20 века, автор культовых произведений («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину»), которые печатались не только на территории СССР, но и в зарубежных странах. Лауреат Нобелевской премии по литературе, который он получил за роман «Тихий Дон».

Сегодня вы познакомитесь с  известными детскими произведениями писателя, познакомитесь также с их героями, о которых вы сможете узнать, приоткрыв страницы книг его рассказов и романов-повестей.

Но прежде чем рассказать о героях книг М.А.Шолохова, познакомимся с биографией писателя.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине, Вёшенской станицы, Области Войска Донского (ныне хутор Кружилинский, Шолоховского района, Ростовской области), в семье служащего торгового предприятия Александра Михайловича Шолохова и дочери крестьянина Анастасии Даниловны Кузнецовой.

При рождении маленький Миша получил фамилию — Кузнецов, которую сменил в 1912 году на фамилию Шолохов.

Александр Михайлович, отец писателя, был человеком интеллектуально развитым, хотя сам получил лишь начальное образование, любил книги и много читал. Рано потянулся к знаниям и маленький Миша. Уступая его просьбам, родители пригласили в 1911 году сельского учителя, и за несколько месяцев он прошел с Мишей курс первого года обучения. Мальчику нравилось учиться, он изучил письмо и научился считать.

Дом в хуторе Кружилинский, где провел детские годы писатель М.А. Шолохов. Теперь это музей-заповедник.

В 1910 году Шолоховы покинули хутор Кружилинский по причине того, что Александр Михайлович отправился на службу к купцу в станицу Каргинскую.

Далее Михаил Александрович поступает в Каргинское приходское училище в 1912 году. Во время учебы юноша зачитывался произведениями великих классиков, в особенности обожал труды  Гоголя и  Чехова.

Позже Шолохов учился в Богучаре и в станице Вешенской, но окончить гимназию ему так и не довелось. Произошла Великая Октябрьская революция, а за ней и гражданская война, особенно ожесточенная на юге России и Великая Отечественная война.

Во время Великой Отечественной войны полковник М.А. Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро и газет «Красная Звезда» и «Правда». Михаил Александрович участвовал в боях под Смоленском, на Волге, прошел фронтовыми дорогами до границы с Германией, был под Кёнигсбергом.

Именно в это время Михаил Александрович начинает свою творческую деятельность. В своих рассказах и романах он описывает жизнь и быт простых людей на Дону.

Михаилу Александровичу Шолохову было всего 20 лет, когда на страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова: «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алешкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1925  году выходит сборник «Донские рассказы».

Рассказы написаны в духе своего времени и пронизаны коммунистической идеологией.

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых объединяет общая тематика – жизнь простых людей на Дону во время Гражданской войны, – это отражение горестей и надежд русского народа.

Сейчас мы приоткроем страницы этой книги и познакомимся с некоторыми героями донских рассказов Шолохова, в которых главная роль принадлежит детям.

Рассказ «Алёшкино сердце».

 Детство мальчика Алёшки пришлось на тяжелые военные годы. Но самым серьезным испытанием стал мучительный голод. Сестра мальчика и мать умерли от голода.

 Однажды Алешка залез в погреб к купчихе, чтобы украсть молоко, но его она сильно избивает мальчика и бросает на берегу реки, думая, что он умер. Но от верной смерти Алешку спас политком Синицын.

Также он участвует вместе с взрослыми в обезвреживании группы бандитов и  14-летний мальчик в первом же своём бою срывает с гранаты кольцо и  вместо того, что бы метнуть её во врага, закрывает готовую взорваться гранату своим телом, потому что на руках у бандита Алёшка увидел 4-летнюю девочку. Он готов умереть сам, но не дать погибнуть ребёнку. В последний момент его спас Синицын, но осколок ранил его около сердца. За отвагу мальчика приняли в члены партии со словами, что «его доброе сердце еще постучит для доблестных дел на благо Родины».

В рассказе «Родинка», командиру конного эскадрона Николке Кошевому всего восемнадцать лет, но по виду дашь ему гораздо больше – «старят его глаза в морщинках лучистых и спина, по-стариковски сутулая». Мать его умерла, а отец пропал без вести во время войны. Все, что осталось Николке на память от родителей – крупная родинка с голубиное яйцо на ноге, точь-в-точь как у отца.

Несмотря на юный возраст, герой немало горя повидал на своем веку. Он стремился казаться старше и мужественнее, но в душе его уже накопилась усталость от жестоких сражений и людской боли.

В рассказе «Нахалёнок» – главный герой Минька – деревенский мальчик. Он был активным и веселым и поэтому приобрел прозвище «нахаленок». Миша постоянно улыбался и ходил с взъерошенными волосами, схожими с лепестками подсолнуха. Много невзгод выпадает на долю маленького Миньки…

Но над всеми недетскими страданиями мальчика, как солнце над чёрной тучей, победно и торжествующе встаёт по-детски беззаветная любовь Миньки к отцу и к Ленину, с которым мальчик связывает свои самые заветные надежды. Через мальчишеское восприятие, его глазами зритель должен увидеть станицу периода становления и укрепления Советской власти на Дону.

В рассказе есть такие строки о мальчике Мишке: «Для отца он – Минька. Для матери – Минюшка. Для деда — в ласковую минуту – пострелёныш, в остальное время, когда дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза, — «Эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!» А для всех остальных: для соседок-пересудок, для ребятишек, для всей станицы – Мишка и «Нахалёнок».

А сейчас, ребята я предлагаю вам вспомнить этот рассказ и ответить на вопросы нашей викторины.

Рассказ «Федотка» из романа М.А.Шолохова «Поднятая целина».

        Роман Михаила Шолохова «Поднятая целина» проходят в старших классах школы, а младших школьников можно познакомить с рассказом «Федотка» из этого романа.

Главные герои рассказа председатель колхоза Давыдов и деревенский мальчишка Федотка.

В рассказе говорится о том, как Давыдов пришел в школу, для того чтобы сделать смету ремонта. Во время урока кто-то из ребят плюет в него бумажным шариком. Он сразу вычислил хулигана, это был Федотка. В ходе урока председатель случайно увидел у мальчика «лимонку» (ручную гранату), испугавшись за жизнь мальцов, Давыдов хитростью выманивает ее у Федотки, обменяв ее на перочинный нож. Но потом оказалось, что это деталь от веялки.

В этом рассказе Давыдов выступает интеллигентным и порядочным человеком, это проявилось в том, что он отписал из колхоза часть продовольствия для школьной учительницы.

Роман «Поднятая целина» рассказывает о глубине трагической судьбы народа в период коллективизации, после прочтения не оставит ни одного читателя равнодушным.      

А теперь ребята, ответьте на вопросы викторины по этому рассказу.

Великий писатель Михаил Александрович Шолохов скончался в 1984 году. Могила Шолохова находится не на кладбище, а во дворе дома, в котором он жил. С тех пор не увядают живые цветы на могиле писателя.

Дом-музей М.А. Шолохова

В память о Михаиле Александровиче, ежегодно, начиная с 1985 года, в станице Вешенской Ростовской области проходит литературно-фольклорный праздник «Шолоховская весна». Он привлекает к участию всё больше и больше людей, тысячи жителей и гостей станицы приходят посмотреть на этот праздник, потому что это по-настоящему яркое событие!

Память о Михаиле Александровиче Шолохове — великом писателе 20 века, лауреате Нобелевской премии по литературе живет, и будет жить вечно в сердцах людей.

Так же живы герои, созданные Шолоховым, они живут на страницах его произведений, с которыми ежедневно знакомятся в мире сотни и сотни читателей.

 Спасибо за внимание. До новых встреч!

Викторина. Чарушин Е. «Угадай животное». (Книжка на ладошке)

Про болтливую сороку,

Про медведя и лисят,

Про веселого котенка,

Скворушку, Никиту, Томку…

   Здравствуйте ребята, вы все любите читать книги о животных. Думаю да.  Вы легко отгадали загадку, запомните ответ, он вам пригодится.  

   Сегодня мы познакомимся с творчеством известного писателя – натуралиста, художника Евгения Ивановича Чарушина и послушаем его рассказ.

Родился он в городе Вятке (сейчас это город Киров) 11ноября 1901года. Замечательные там места, необыкновенна природа. Отец  Чарушина часто уезжал из дома и сына брал всегда с собой. Они наблюдали восходы и заходы солнца, утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.

    Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, и потом всё это превращалось в чудо — сад. Вместе с мамой они выкармливали уток и тетерев, лечили зверей, выкармливали коз, индюшат, кроликов, голубей. Это были друзья мальчика.

   А когда он немножко подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать — рисовать. Увлечения Е. Чарушина иногда доходило до смешного. Однажды он решил, есть всё, что едят птицы. А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.

   Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Вот как говорил сам Евгений Иванович об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель – ребёнок хочет пощупать моего зверька – я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон и т. д. Всё это надо наблюдать и почувствовать».

   В доме у Чарушиных всегда жили собаки и кошки, на окнах стояли банки с рыбками, в клетках распевали и свистели птицы.

Поездки, природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить всё, что хотелось передать. Хотелось Е.Чарушину не только рисовать, но и писать, как он видел, слышал, переживал, как шатался по лесам и по болотам. Так появились первые рассказы – «Медвежата», «Волчишко» и другие.

   Много интересного о животных можно узнать из книг Е.Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери – строители – это бобры и лисицы. Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов, и раскроет вам эти лесные секреты Евгений Иванович Чарушин.

   Прожил Е.Чарушин 64 года. Где бы он ни был, о чём бы ни писал, он всегда обращается к вам  юные читатели с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты – человек и  хозяин всей природы, тебе всё нужно знать. Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнай, больше умей».

 Евгений Иванович написал много рассказов для вас и нарисовал иллюстрации к этим рассказам. Посмотрите на его рисунки и попробуйте дать название произведениям Чарушина. 

   Друзья, вам было когда-нибудь страшно, давайте послушаем историю о ночном происшествии с  двумя мальчиками:

Как вы думаете:

Вспомните рассказ и продолжите фразу:

Ребята подумайте, подходят ли пословицы к нашему рассказу?

Друзья давайте посмотрим мультфильм,

который снят по рассказу Е. Чарушина

Посмотрите, какие замечательные истории написал и нарисовал Евгений Иванович Чарушин.

До новых встреч!

Экскурсия: «Знакомьтесь детская библиотека» (ББЗ)

Книга – учитель,

Книга — наставник,

Книга — бесценный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

если ты выпустишь книгу из рук.

( В. Боков)

   Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочный мир книг.

   Однажды в некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их 2 листы, дожди мочили их переплёты, ветра развевали страницы по всему свету, и вот однажды собрались все книги на большой площади знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» — по-гречески, означает книга, «тека» — хранилище. Сказано – сделано… Словно из-под земли выросла Библиотека.

В её просторных залах стали жить книги. Так продолжается, и по сей день и книг тут читать, не перечитать.

А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте -написанные на папирусе, в Междуречье — выцарапанные на глиняных табличках, в Индии — составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае — свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Библиотека — волшебное место,

Где книгам не скучно,

где книгам не тесно.

На полках рассказы,

стихи и романы,

Истории разные,

Про дальние страны…

Драгунский, Бианки, Голявкин и Носов

Ответят на кучу ребячьих вопросов.

   Друзья, хотите убедиться, что читая, вы сталкиваетесь с волшебством.

Вспомните, какие превращения происходят с героями книг и ответьте на вопросы викторины.

   Итак, библиотека — это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, наши верные друзья. В книжном доме очень много книг, журналов, энциклопедий, и всё это называется книжным фондом. И их так много, что это даже не дом, а целый книжный город. Книги здесь живут в своих домиках стеллажах. Здесь есть свои улицы (пространство между стеллажами). Книги в домике живут – каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А, Б, В и т. д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги. Фамилии авторов, которых начинается с данной буквы, так за буквой Б, находятся книги таких писателей, как Барто, Бианки, за буквой Ч, Чуковского и т. д. Когда вы, ребята, берёте книгу с полки, то вы обязательно должны запомнить из какой квартиры книга. Если вы поставите книгу в другое место, то может получиться так, что книга затеряется среди множества своих подруг и ни я библиотекарь, ни вы читатели не сможем долго отыскать нужную книгу.

У слова «Абонемент» много значений.  В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку — ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.

У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература — энциклопедии, словари. Находятся такие книги в «Читальном зале» ими можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы – для работы.

Есть у нас в библиотеке и книгохранилище, это помещение, где находятся литература, которую редко спрашивают и книги, которых много имеется в библиотеке.

Человек, любящий, умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей, которые живут на страницах книг.

 А сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки, и найти пару герою из этих сказок:

А ещё, ребята, у каждого жилища есть свой покровитель. Есть они и у нас в библиотеке, а зовут их – читали.

Однажды Мартышка вернула нам рваную книжку.

Загнула странички, помяла листы.

Вряд ли захочешь прочесть эту книжицу ты!

Я умная Мартышка, и с книжкою дружу:

Страницы ей раскрашу и в лужу усажу.

Плыви, плыви ты, книга, к далёким берегам,

Туда, где рвут бананы стаи обезьян.

Вернёшься ты обратно — в библиотеку сдам!

Ребята! Похоже, что эту Мартышку

Никто не учил, как читать надо книжку.

Книги — как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить. Чем вылечить. И советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги БЕРЕЧЬ!

Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

  • НЕЛЬЗЯ КНИГИ ПЕРЕГИБАТЬ.

  • НЕЛЬЗЯ ЗАГИБАТЬ КНИЖНЫЕ СТРАНИЦЫ.

  • НЕЛЬЗЯ ЗАКЛАДЫВАТЬ В КНИГИ КАРАНДАШИ, РУЧКИ.

  • НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ И РИСОВАТЬ В КНИГАХ.

  • НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ КНИГИ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке?

Давайте познакомимся с  правилами  пользования библиотекой:

Правило №1: В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило №2: Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило №3: С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4: Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5:  Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя.

Посмотрите мультфильм о том, как свинка Пеппа ходила в библиотеку:

Итак, ребята, сегодня вы узнали много полезного и интересного о библиотеке. Но чтобы стать настоящими читателями вы должны дать обещание, что будете выполнять все библиотечные правила.

В библиотеке тишина,

Знаем мы, что всем нужна.

Любят книги, ясно мне,

Чтоб их читали в тишине.

Книгу взял – Так не забудь

В срок её назад вернуть.

Вдруг читающий народ

Давным-давно её уж ждёт!

Друзья, хотите нашими читателями быть?

Тогда о хулиганстве придётся позабыть.

Наша библиотека носит имя Агнии Львовны Барто, которая родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Одновременно занималась в хореографическом училище, куда на выпускные зачеты приехал А. Луначарский и, прослушав стихи Барто, посоветовал ей продолжать писать.

За свою писательскую и общественную деятельность Агния Барто неоднократно была награждена орденами и медалями. Она много ездила за рубеж, помогала детской интернациональной дружбе. Умерла писательница 1 апреля 1981 года, прожив долгую и такую нужную людям жизнь.

   Стать читателем нашей библиотеки совсем просто.

Если тебе ещё не исполнилось 14 лет, а ты очень хочешь стать читателем необходимо в библиотеку прийти с кем-нибудь из родителей, или лицом, выполняющим эти обязанности. Взрослым нужно взять с собой паспорт.

Вместе вы познакомитесь с Правилами пользования библиотекой. Взрослый представитель заполнит договор на библиотечное обслуживание, и своей подписью заверяют обязанность соблюдения данных  правил.

После заполнения  данного договора библиотекарь выдаст документ на твоё имя – это пластиковая карта  называется  читательский билет, он действителен для всех муниципальных библиотек нашего города.

Наш адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Штахановского,20

Эл. адрес: f47@donlib.ru

Группа в контакте: https://vk.com/barto47

Не упустите свой шанс стать СУПЕР читателем нашей библиотеке.

До свидания, ребята! До новых встреч.

Обзор литературы «Великие русские художники».

Творение человека, сделанное с любовью, превращается в волшебный мир образов. Люди с древних времен стали замечать, как меняется самочувствие в лучшую сторону, когда он слышит красивую музыку, наблюдает за интересными танцами, рассматривает привлекательные скульптуры или изображения.

Кропотливая работа над образами, будь то картина, музыкальное произведение, театральное представление или художественная литература нас побуждает ощущать этот мир по-новому — удивляться, созерцать, восхищаться и думать. Эту работу можно охарактеризовать одним словом – искусство.

Люди искусства выражают свои чувства и мысли необычным и непривычным языком. Художники могут рассказать нам о событии, не проронив ни слова. Для этого они используют язык живописи — краски. 

Живопись называют запечатлённой на холсте историей. В России живописное искусство издавна было тесно связано с историей страны, с бытовой и культурной жизнью её народа.

Артёмов В.В. Русские художники/Ил.Е.А. Комраковой, Н.В. Сучковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2003.-384с.

В очерках о русских художниках старшеклассники смогут найти много редких и интересных фактов по истории, обществоведению, географии, которые можно будет с успехом использовать при написании реферата, сочинения или подготовке к экзаменам. Рассказы о творческих судьбах художников и истории их картин, вошедших в сокровищницу мирового искусства, позволят расширить кругозор читателя.

Семенов О.С. Иван Билибин(Рассказ о художнике-сказочнике): Очерк.-М.:Дет.лит., 1986.-87 с.,ил.

Книга о творчестве русского советского художника Ивана Яковлевича Билибина (1876- 1942): о создании им поэтичных и красочных иллюстраций к русским народным сказкам и сказкам А.С.Пушкина.

Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи/Сост.и примеч.Г. Стернина.-Переизд.-М.:Дет.лит.,1984.-154 с., ил.

В настоящем издании представлены избранные статьи о живописи выдающегося российского художественного и музыкального критика, историка искусства, почетного члена Петербургской АН Владимирa Васильевичa Стасова (1824-1906).

Стасов был идеологом и активным участником творческой жизни «Могучей кучки» и Товарищества передвижников; выступал против академизма, за реализм и национальный характер искусства. Стасов создал множество монографий и статей о музыке, живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках, а также трудов в области археологии, истории, филологии, фольклористики.

Китаева Л.. Иван Шишкин.Исторический роман.Издательство «Белый город».,2006.

Это история о русском художнике, которого современники называли царём леса.

Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке!

Час профориентации: «Послушай всех, подумаем вместе — выберешь сам» (в рамках проекта «Ориентир»)

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

В. Маяковский

Здравствуйте ребята, наша сегодняшняя встреча посвящена вам. Пройдет совсем немного времени, и вы будете выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

Существует 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда.

   В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.

Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой».

   Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии.

 «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается  только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого».     (Жюль Верн)                                                                                     

        Для того чтобы добиться успеха необходимо быть профессионалом своего дела. А что же такое профессионализм? Это высокая профессиональная подготовка для выполнения задач вашей деятельности. Но не так просты слагаемые профессионального успеха. Что мы еще должны добавить?
Думаю, любому профессионалу не помешает простое человеческое обаяние. Иногда кажется, что некоторые люди его просто излучают. Они легче решают любые проблемы. Умение общаться с партнерами, коллегами является следующим слагаемым нашего профессионального, а значит и жизненного успеха.
        У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Перефразировав ее можно сказать следующее: «Человек без улыбки на лице не должен начинать свой рабочий день».
        Говорят, что работая с животными, растениями и даже машинами, надо вести себя доброжелательно. А с людьми тем более, только тогда будет соответствующая отдача.

 Где в нашем городе можно обучиться той или иной специальности?

 В Ростове-на-Дону расположено большое количество учебных заведений.

Среди них есть  академии, университеты и институты, колледжи и др.

В академии обучают  узкому спектру специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия и т.п.

Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет.

Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов.

Со  всеми учебными заведениями вы можете познакомиться на страницах их  сайтов.  Помимо краткой информации, телефонов, адресов заведений, вы узнаете о специальностях, которым обучает в том или ином учебном заведении, а также  получить дополнительную информацию.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

   Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.

        Подводя итог нашей встречи, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Спасибо, друзья за общение! Всего доброго, до свидания!