Устный журнал «Здравствуй, Масленица»

Вместе встретим без промедленья
Праздник старинный весенний.
Весну встретим, зиму проводим!
Не хмурьтесь и не скучайте!
Светлою радостью праздник встречайте!

Здравствуйте, ребята, гости!

1 страница «История праздника».

А вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. В феврале или марте издавна на Руси праздновали Масленицу. Название «Масленица» было введено только в 16 веке. Именно в это время праздник ввели в разряд церковных. Изначально, праздник Масленица именовался как Комоедица, и праздновался в День Весеннего Равноденствия.  Исконное название Масленицы – Комоедица. А первый блин отдавался комам, т.е. медведям. Многие из вас удивятся, но всем известная поговорка «первый блин комом» вовсе не означает неудачную выпечку. Разница — всего одна буква, но она меняет весь смысл! «Комами» наши предки называли Медведей. Он был посвящен пробуждению медведей, которые почитались как прародители людей. Первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были жутко голодными. Ну, а в наше время косолапых мишек уже никто не задабривает, да и про старый обычай вспоминают нечасто. А вот поговорка прижилась, немного перестроилась на новый лад, да и живет своей отдельной жизнью, обозначая неуспех первого начинания.

 Это один из немногих языческих праздников, который дошёл до нас от наших предков — древних славян. Но связана она и с Церковью: это последняя неделя перед Великим постом. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица».
Самый последний праздник зимы — это так любимая детьми и взрослыми Масленица Целую неделю, которую еще называют сырной, сыропутной или масленой, празднуют окончание зимы и приход долгожданной весны. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988 г., наши предки — язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны — события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел будущий урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Это, в общем-то, праздник языческий, но, поскольку в нем олицетворяется борьба добра со злом, официальная церковь не возражала против его празднования, тем более что отмечается он перед Великим постом, который является серьезным испытанием для людей, и им надо морально к нему подготовиться. Проходит этот праздник в период от 3 февраля до 14 марта и отмечается широко, раздольно, с затеями и забавами.

Смена времен года происходит по воле богов, которых нужно задобрить, как считали язычники. Хочешь, чтобы поскорее пришла весна, покажи, как ты ждешь ее. С давних времен люди были уверены, что весна — начало новой жизни, а Солнце — существо, дающее жизнь и силы всему живому. Призывая Солнце, люди пекли пресные круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну. Позже, когда на Руси приняли христианство, по православным традициям перед Великим постом запрещалось есть мясо, а молочные продукты еще можно, поэтому пекли блины, обильно смазывая их маслом, заливая сметаной и заедая сыром. С тех пор так и повелось, что на Масленицу самое главное блюдо — блины.

Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду, с блинами или сковородой в руках. Блины специально сильно смазывают маслом — умасливают, вот от этих масленых кружочков и родилось название праздника и персонажа. Чучело Масленицы становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели — сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму.

2 страница «Обычаи Масленицы»

Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: «Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться! » А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: «Приехала Масленица! «. Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: «Здравствуй, широкая Масленица! «.

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что жесамое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога. Парни и девушки надевали лучшие одежды. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная!

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Открытки с Масленицей (по дням) - clipartis Jimdo-Page! Скачать бесплатно  фото, картинки, обои, рисунки, иконки, клипарты, шаблоны, открытки,  анимашки, рамки, орнаменты, бэкграундыПонедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями, закличками. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Послушайте несколько закличек.

  1. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами и румяным пирогом

  1. А мы Масленицу повстречали, сыром гору поливали

На широкий двор зазывали да блинами заедали!

  1. Широкая Масленица мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости на широкий двор

С детьми поиграть на горках кататься!

  1. Ну – ка, Солнце, просыпайся в чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить песни петь и всем светить

  1. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный.

Второй день Масленицы - вторник «Заигрыш»Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Третий день Масленицы - Лакомка (среда) - Домашняя кулинарияСреда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг масленицы -разгуляй ~ Плэйкасты ~ Beesona.RuЧетверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Анимированная открытка Пятница-Тещины вечерки!Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Анимированная открытка "Золовкины посиделки. Суббота. Масленица."Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этогов ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Открытка С Прощеным Воскресеньем Поздравительная Открытка - Скачать  бесплатно на otkritkiok.ruВоскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: «Прости меня». Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

Переходим к третьей странице устного журнала. Приглашаю вас принять участие в викторине.

Собрав паззл, ты поможешь повару напечь …..

И в завершение мероприятия предлагаю посмотреть мультфильм. Приятного просмотра!

Ну, вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике. А ведь масленая неделя продолжается. Не все блины еще съедены и не все песни спеты. Счастливого вам праздника. До свидания.

Библиографический урок «Зарождение книгопечатания в России»

Добрый день, дорогие друзья! Начать нашу встречу мне бы хотелось со слов Ярослава Мудрого,  написавшего «Похвалу книге»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости. В книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей..»

Книги на Руси появились еще до принятия христианства в 988 году. Эти древние памятники письменности до нас  не  дошли.  Они  погибли в годы иноземных нашествий, во время пожаров, наводнений, а иногда   по причине людского невежества. Книгу на Руси издавна любили и почитали.

Первый  древнерусский  писец  поп  Упырь Лихой работал в Новгороде в  1047  году. Он  написал  книгу  пророков,  которая,  однако, не сохранилась. В более поздние времена с неё изготовили копию, в которой помянули и древнего мастера. Фрагменты  древнейшей  Саввиной  книги ,  которую  ученые  относят  к 10 – 11 векам, хранятся в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов.

Остромирово Евангелие – так названа книга по имени первого владельца, по  заказу  которого  она была создана с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года

Как изготовляли на Руси рукописные книги?

Приступая к работе, писец брал стопу  пергаменных   листов  и  тщательно расчерчивал  их  параллельными линиями.  Промежутки   между линиями  должны  быть  равны. Линовали страницу с помощью тупого шильца. Рукописи большого  формата  писали  в два  столбца  (в каждом по 18 строк). Основным  инструментом  писца  было гусиное  перо,  которое  полагалось расщепить  и  заточить.  Делали  это небольшим ножиком, который  с  тех времен стал называться перочинным. Писали чернилами, которые изготовляли   из  ржавого  железа,  из  сажи,  из специальных чернильных  орешков. Заголовки , фразы, которые  писец хотел выделить, он воспроизводил красной   киноварью.   Иногда использовалось  твареное   золото, смешиваемое  с  рыбным   клеем.

Художественное убранство рукописи

Написано Остромирово Евангелие строгим     и    четким    почерком. Вертикальные   штрихи    строго перпендикулярны   к  линиям  строк. Такой   тип   письма   называется уставом. Позже появился полуустав с наклонными штрихами букв,  а    затем    и   упрощенная скоропись. •Древние рукописи иллюстрировали и   заботливо   украшали. Выполненные от  руки   иллюстрации   называются   миниатюрами.     Их   создавали  художники-миниатюристы. •Остромирово   Евангелие   дьякон писал почти 7 месяцев. За день он успевал  написать  не   более   3 страниц.  Это   был   тяжелый   и изнурительный труд. Его успешное окончание   было   праздником. •Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и темную половину дня, писали при свечах или лучинах. Подчас писца одолевала дремота , и он делал ошибки. •Столь высокая трудоемкость изготовления книги, дорогая цена, которую приходилось платить за пергамен, чернила и краски, приводили к тому, что рукописи стоили дорого.

Одежда» книги

Рукописи стоили очень дорого, естественно у владельцев книг возникало желание защитить   их   от   превратностей   времени  и   судьбы.  Так   появился  переплет. Форма   и  конструкция   переплета  на   протяжении  многих  столетий  оставались неизменными. Тетради книжного  блока пришивали  к  шнурам  или «плетям», которые делали из конопляных  нитей.  Корешок  блока  промазывали  клеем,  а  затем  будущую  книгу обрезали с трех сторон, чтобы все страницы её были одинаковыми.  Концы шнуров продевали  в   отверстия,  высверленные  в    хорошо  отструганных   сосновых   или  березовых   досках.  Доски  и  служили  основой  перелета.   Шнуры   закрепляли    в отверстиях «гвоздичками» — деревянными шпонками. Затем доски обшивали  — обволачивали кожей или тканью.  Обволоченные кожей переплетенные   крышки  покрывали  тисненным   рисунком – «басмили».  Края переплета украшали медными листами или чеканными наугольниками. А к нижней крышке прикрепляли сферические ножки – «жуковины». При чтении книга как бы опиралась на них и её переплет не истирался, сохранялся дольше. Иногда  переплет  оковывали  золотом  и  серебром,  украшали  драгоценными камнями. Такие металлические  переплеты  называют окладами.

Древнерусская рукописная книга

Древнейшие книги писали на пергамене – особо   обработанной    телячьей коже.  На одну книгу в зависимости  от  формата  и  количества  листов требовалось  от  10  до  30  шкур животных,  почти  целое   стадо. Гусиное  перо  извлекали  из   левого крыла  птицы,  чтобы  изгиб   был удобен  для  правой  руки.  Перо обезжиривали , втыкая в горячий песок,  затем  кончик   наискось срезали. Чернила писец промокал мелкотолченым   песком, который хранили   в   песочнице  –  сосуде, похожем на современную солонку. Писали обычно на колене, поставив под ногу невысокую скамеечку. На столе раскладывали принадлежности.

Берестяные грамоты

Жарким июльским полднем 1951 года один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. На свитке сквозь грязь проступали буквы.

Береста – это удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палачкой – писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Однажды археологи раскопали  сразу 16 берестяных грамот 13 века. Большинство  из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика Онфима. Записи Онфима – бесценное сокровище, т. к. немногое известно о школьном образовании средневековой Руси. А ведь в 11 веке Ярославом Мудрым была создана школа для обучения детей грамоте.

Иван Федоров, первопечатник

По инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви  в 1564  году  в Москве   на   Печатном дворе Иван Федоров и его   помощник    Петр Мстиславец напечатали первую  русскую   книгу, которая   называлась «Апостол».

Первые азбуки

В 1574 году  во  Львове  Иван   Федоров  напечатал  первую  известную восточнославянскую Азбуку.

Книга   открывается  45  буквами  алфавита,  созданного  Кириллом   и Мифодием.  Сначала  ученики  заучивали  буквы,  затем   постигали начальные  упражнения  для  чтения  и  для письма, представленные сочетаниями согласных с различными гласными.  Азбука   знакомила учеников с примерами спряжения глаголов, с системой «ударений» и «придыханий», со  склонением  существительных  и  прилагательных.

Осваивалось   написание  широко   распространенных   в  тогдашней книжности слов. Слова  сокращались,  писались  под   специальными, вынесенными  над  строкой  знаками – «титлами».  Это  позволяло экономить дорогой тогда писчий материал.

Заключала  книгу  краткая   хрестоматия – тексты   для  закрепления  и развития  навыков  чтения и письма.  Взятые  из  библии,  они  были подобраны так, что создавали что-то вроде свода этических правил и норм: «Не сотвори насилия убогому», «Послушая отца твоего, иже тя родил» и т. д.

Композиция из трех переплетов острожских книг Ивана Федорова – Библии (1581) и Нового завета с Псалтирью (1580)

Композиция из 5 книг Ивана Федорова. В центре  — раскрытые львовский Апостол (1574) и острожский Новый завет с Псалтирью (1580)

В Москве — мемориальная доска на здании, на месте которого находилась типография Ивана Федорова.

Памятник Ивану Федорову

Ребята, вот и заключительная страница нашей встречи. Сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный.

Ну, вот, ребята, и закончилось наше путешествие в историю русского книгопечатания. До новых встреч на странице нашего блога.

Час Профориентации «Сегодня – мечта, завтра – профессия» (в рамках проекта «Ориентир»)

Лежит дорога к счастью через труд.

   Пути иные к счастью не ведут.
    
(Персидский поэт X в. Абу Шукур.)

Пройдет совсем немного времени и вам предстоит выбрать свой трудовой путь. И этот путь начнется с перекрестка, у которого множество дорог, где  вы  сможете  найти  своё  место  в  жизни. И очень важно, чтобы вы не ошиблись в выборе этого пути.

Хороших профессий немало на свете,
Цените, ребята, профессии эти.
Читайте о них и готовьтесь стать сами
Шофёрами, химиками, докторами.
Щедра на таланты природа, но всё же
Экзамены в жизни сдавать надо тоже.
Юны вы пока, но не просто мечтайте —
Яснее дорогу свою представляйте!
                                Полякова Л. А.

 

   Ведь выбор  профессии  сравнивают  со  вторым  рождением  человека, потому что это выбор своей судьбы:

может  быть,  ты  станешь  учёным  и  изобретёшь  машину  времени;

ты  сможешь  найти  вакцину  от  опасных  болезней;

– а  вдруг ты отправишься  на  межпланетном  корабле  исследовать  просторы  Вселенной;

а  может  твоё  будущее театральная  сцена,  аплодисменты  и  море  цветов; ты  когда-нибудь  будешь  шеф – поваром  и  откроешь  своё  кафе.

Что же такое профессия?

  ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

   Профессия – это дело, работа, которой занимается человек. Любимое дело – выбирается один раз и на всю жизнь. Такое определение даётся в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

   Все мы любим сказки. Сказочные персонажи тоже не сидят без дела. Они имеют определённые трудовые навыки, или задействованы в какой – либо профессиональной деятельности.

   Предлагаю вам  узнать героев сказок и вспомнить, чем они занимались?

А какие же профессии будут в ближайшем будущем? 

 Нано хирург

Микрохирургия — это наша повседневность. Рабочим местом современных хирургов, станет центр управления миниатюрными хирургическими роботами, работающими внутри человеческого организма.

Сетевой археолог

Сайты исчезают по разным причинам. Будущее в пределах 30-40 лет может дать миру новую профессию – сетевой археолог, то есть специалист по поиску и извлечению информации из исчезнувших сайтов.

Программист транспортных потоков

Как одно из средств борьбы с автомобильными заторами в городах в наши дни применяются интеллектуальные системы управления дорожным движением.

Генетический инженер растений

Изучение у растений устойчивости к засухе, защиту от вредителей и прочих неблагоприятных факторов. А также улучшение питательных качеств растений и производство лекарственных препаратов и вакцин.  

Генетический терапевт

Генетика уже в наше время добилась весьма впечатляющих успехов. Генетическая диагностика позволяет выявлять предрасположенность к огромному перечню заболеваний.

   Но существуют профессии, которые никогда никуда не могут исчезнуть.

Давайте условно назовём их: Вечные профессии

Повар — Несмотря на успехи генетики, никто не стремится получать питание внутривенно или с помощью фотосинтеза. Видимо, люди просто не хотят отказываться от простых плотских удовольствий.

Артист — Людям нравится сопереживать писателям и художникам, музыкантам и актерам кино. Сочувствовать бездушным железкам мы никогда не научимся.

Политик — В фантастических рассказах компьютеры могут прекрасно управлять государством: они внимательны, производительны, рациональны, беспристрастны и справедливы. Лишь одно искусство не подвластно машине — дарить людям надежду на светлое будущее.

 

   Друзья предлагаю вам вспомнить название профессии в пословицах и поговорках, попробуйте составить пару (профессия + пословица или поговорка).

В современном мире насчитывается около 40 тыс. профессий. Каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. Но очень важно суметь разобраться в этом многообразии профессий. Нужно знать, чем занимаются люди данной профессии; познакомиться, какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей профессии; учитывать собственные интересы и способности.

   Чтобы облегчить выбор профессии ученые создали классификацию профессий и разделили их на типы:

Человек – природа этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог)

Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик)

Человек – человек – обладатель данного типа профессии тесно связан с другими людьми. Он воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод)

Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ)

Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления. Им свойственны: фантазии, талант (художник, композитор, актер, поэт).

Как же выбрать профессию?

Чтобы правильно выбрать своё будущее, вам необходимо учесть три момента:

Во-первых, каковы ваши интересы и склонности (коротко назовем это вашим «хочу»).  Хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа.

Во-вторых, каковы ваши профессиональные качества (здоровье, квалификация, способности  это ваше «могу»).  Могу – это все, что мне по силам, по способностям.

В-третьих, какие профессии пользуются спросом у работодателей (иначе, говоря – каково сегодня «надо»).  Надо – это все, что нужно для общества, страны.

Если вы сумеете совместить «хочу», «могу», «надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Осознанный выбор – это выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии в данный момент (надо).

Друзья подумайте о профессиях, какую вы хотели бы получить в будущем? Используйте соотношение между «хочу», «могу», «надо».

Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

   Ребята соберите паззл, и вы увидите, как увлечённо  ваши сверстники знакомятся с профессиями.

У  каждого  из  вас  будет  в  жизни  своя  дорога,  своя  судьба.  Но если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет.

Наша встреча подошла к концу, мы ещё не раз будем с вами говорить о выборе профессий. Ведь выбор будущей профессии – это очень важное дело для каждого из вас. 

 

В заключении предлагаем посмотреть мультфильм «Кем быть?» О том  как брат и сестра выбирают кем стать.

Познавательный час «К сокровищам родного языка»

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о языке, как о средстве общения.

21 февраля празднуется Международный день родного языка!

 Праздник учреждён решением ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается 21 февраля с 2000 года ежегодно с целью защиты языкового и культурного многообразия.

 

История возникновения праздника Международного дня родного языка.

В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. После гибели нескольких жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом.

В этот день все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский.

В 2009 году ЮНЕСКО признала 136 языков на территории России находящимися под угрозой исчезновения: айнский, нанайский, водский, алеутский, кетский, орочский и другие языки.  

В основном носителями этих языков являются представители старшего поколения, в повседневном общении в основном используется русский язык.

Русский язык — один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.

История  русского литературного языка.

Датой зарождения древнерусского литературного языка считается XI век нашей эры. Знаменательно, что этот период совпадает со временем образования Киевской Руси. Это было самостоятельное государство с единой древнерусской народностью. Позднее произошло выделение украинской, белорусской и русской народности. Речь этих народностей имеет общие истоки и схожа по звучанию. Эти языки даже называют братскими.

С развитием устной речи возникла и письменная речь.

Сведения о древней письменности сохранились на старинных берестяных грамотах, древних летописях.

Большой вклад в становление письменности на Руси внесли два проповедника Кирилл и Мефодий. Именно они создали азбуку в том виде, в котором она существует сейчас.

На тот момент славянский алфавит насчитывал 38 букв. Позднее азбуку-кириллицу доработали их последователи, используя греческое унциальное письмо и устав. Оба алфавита почти совпадают по звучанию букв, различие состоит в форме из написания.

Русский язык, на котором мы сегодня разговариваем, начал складываться с XVII столетия. В его основе – московский говор. Решающую роль для формирования современного русского языка сыграли литературные произведения Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова.

Михаилом Ломоносовым в 1755 году была написана первая грамматика, закрепляющая нормы литературного русского языка.

На протяжении столетий своего существования русский язык, как и любая другая живая и развивающаяся система, неоднократно обогащался заимствованиями из других языков.

К наиболее ранним заимствованиям относят «балтизмы» — заимствования из балтских языков. К «балтизмам» относятся такие слова, как «ковш», «пакля», «скирда», «янтарь», «деревня» и т.д.

В период христианизации в наш язык вошли «грецизмы» — «сахар», «скамья», «фонарь», «тетрадь» и т.д.

Через контакты с европейскими народами в русский язык вошли «латинизмы» — «доктор», «медицина», «роза» и «арабизмы» — «адмирал», «кофе», «лак», «матрац» и т.д.

Большая группа слов вошла в наш язык из тюркских языков. Это такие слова, как «очаг», «шатер», «богатырь», «телега» и т.п.

И, наконец, со времен Петра I русский язык вбирал в себя слова из европейских языков.

Вначале это большой пласт слов из немецкого, английского и голландского языков, относящихся к науке, технике, морскому и военному делу: «амуниция», «глобус», «ассамблея», «оптика», «лоцман», «матрос», «дезертир».

Позднее в русском языке обосновались французские, итальянские и испанские слова, относящиеся к предметам быта, области искусства: «витраж», «вуаль», «кушетка», «будуар», «балет», «актер», «афиша», «макароны», «серенада» и т.п.

В 19 веке русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа. Все богатство русского языка, сложившееся из синтеза русских разговорных, церковнославянских элементов, заимствований из других языков нашло отражение в произведениях Пушкина, которого и считают создателем современного русского литературного языка.

 

При характеристике русского языка 20 века Октябрьская революция 1917 г. приводит к ломке всего старого,  происходят коренные преобразования в государственном, политическом, экономическом устройстве страны. Этим обусловлены два процесса в русском языке.

Появляются новые слова:  «райком», «исполком», «большевик», «пионер», «комсомолец», «колхоз», «совхоз», «агитбригада», «будёновец», и т.д.

Отличительной чертой русского языка этого периода считается наводнение казёнными сокращениями слов и словосочетаний: ЦК, ВКП (б), ВЦИК, Совнарком, партком, ШКРАБ (школьный работник ) и мн. др.

 

В наши дни мы переживаем новый наплыв заимствований, на сей раз из английского, в основном, языка.

Новая лексика отражает все сферы жизни общества: политику, государственное устройство, идеологию (госструктура, авторитаризм, плановость); экономику (бартер, бизнес-центр);  науку, технику (диск, дискета, интернет, картридж); быт (йогурт, кейс, киви, гамбургер) и т. д.

Помимо новых слов возвращены к жизни многие слова: «гимназия», «лицей», «гильдия», «гувернантка», «полиция», «забастовка», «освятить», «причастие» и др.

Наш родной язык богат также пословицами и поговорками, которые в давние времена сложил народ.

Что такое пословицы и поговорки?

Пословица и поговорки – это краткие, мудрые изречения, которые имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость.

-Для чего нужны пословицы и поговорки?

Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной.

Вспомните пословицы и поговорки  по началу фразы и продолжите их

Эти пословицы и поговорки применяли ваши прабабушки и прадедушки. Потому что в этих метких и острых выражениях скрыта вековая мудрость народа.

А какие вы знаете пословицы и поговорки? Назовите их?

Много интересного вы найдете в толковом словаре пословиц и поговорок:

Словарь содержит около 500 наиболее распространенных пословиц и поговорок русского языка. В словаре приводятся их толкование, примеры использования в русской современной и классической литературе. Понять смысл и значение пословицы или поговорки помогают красочные рисунки.

Словарь будет интересен и полезен детям всех возрастов, их родителям, а также тем, кто интересуется русским языком и литературой.

 

 

Словарь, который растолковывает значение слов, называется толковый. Такие словари существуют для того, чтобы мы чаще задумывались над значениями слов, которые мы употребляем.

В XIX столетии был составлен «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля — один из крупнейших словарей русского языка, который включает более 200 тысяч слов и является подлинной сокровищницей народной русской речи.  

Над этим замечательным, уникальным памятником русского языка и русской культуры автор беззаветно трудился около 50 лет.  Повсюду, в любых ситуациях, Владимир Иванович не переставал записывать слова. Из многих краёв России добровольные корреспонденты присылали ему местные слова и их толкования. С тех пор значения многих слов изменились. Но ценность словаря  от этого нисколько не уменьшилась. 

Не менее известны в наше время и толковые словари, выпущенные  под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова. В них включены новые слова, уточнены толкования многих слов. Общедоступность и удобство пользования сделали эти словари очень популярными. А в 1991 году словарю Ожегова была присуждена премия Академии наук.

А какие еще бывают словари?

Назовите их.

А сейчас ответьте на вопросы викторины:

Наше мероприятие хотелось бы завершить словами  русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием». 

Ребята! Берегите русский язык, не засоряйте его жаргонными и иностранными словами. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Так будем же беречь, и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Спасибо за внимание!

 

Конкурс рисунков «Сынами славится Россия».

Друзья, 23 февраля отмечается День воинской славы России — День защитника Отечества. В преддверии этого праздника приглашаем вас принять участие в конкурсе рисунков «Сынами славится Россия».

Все подробности  по ссылке: https://vk.com/public202721717

Праздник «В стране веселого детства» – А. Барто (115 лет со дня рождения)

Праздник есть у мамы,

Праздник есть у папы,

Праздник есть у Мишки,

Праздник есть у книжки. 

— В  колокольчик  позвоню,  в  гости  праздник  приглашу.

   Друзья мы приглашаем вас, на праздник, день рождение Агнии Львовны Барто. 17 февраля ей  исполнилось бы 115 лет.  Прошло уже более  100 лет, а  ее  стихи  знают  и  помнят все:  дети,  их мамы и папы, бабушки и дедушки. И это не удивительно. Агния  Львовна  Барто  посвятила  всю свою жизнь детям и написала очень много книг для вас ребята. Давайте, посмотрев на  картинки, вспомним строчки знакомые с раннего возраста и прочитаем стихотворение А. Л. Барто.  Сборник этот всем знаком и называется он:

Нет, наверное, в мире человека, который не знаком с произведениями А. Л. Барто. Я предлагаю вам поучаствовать в викторине по её творчеству.

Русская советская детская поэтесса, писательница, киносценарист, радиоведущая родилась 17 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой,  училась в хореографическом училище и собиралась стать балериной. Прошло несколько лет, прежде чем девушка поняла, что поэзия для нее важнее всего.

В 1925 году в Госиздате А. Л. Барто направили в детскую редакцию. Агния Львовна с увлечением принялась за работу. Она училась у Владимира Маяковского, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Когда Агнии Львовны было всего 19 лет, вышла в свет её первая книжка.  Стихи понравились читателям. «Китайчонок Ван Ли» и « Мишка – воришка» рассказывали о несчастных детях, которым нужно было обязательно помочь.

 

Друзья давайте послушаем, как свои стихи читает сама Агния Львовна:

 

В 1942 году Агния Львовна была отправлена в качестве корреспондента «Комсомольской правды» на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки. В 1947 году она опубликовала поэму «Звенигород». В этой поэме нашли отражение многочисленные встречи Агнии Барто с детьми трудных судеб, воспитанниками детских домов, где она постоянно бывала в годы войны.

В дни войны

 

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, — молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

                                      (1942)

 

В 70-десятые годы космонавты посетили союз писателей.  И первого космонавта Земли Юрия Гагарина самые знаменитые писатели окружили плотной толпой и, как дети, тянули к нему блокнотики и ручки, прося автограф.

    Агния Львовна скромно стояла в сторонке, понимая, что ей, слабой женщине, ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт протиснулся к ней и тихо спросил:

– Агния Львовна, можно я дам Вам автограф?

Он вырвал из блокнота листок и сделал надпись.  Давайте соберём паззл и узнаем, что написал первый космонавт автору замечательных произведений для детей.

Когда позже у космонавта спросили, почему именно эти стихи, он ответил:

— Это первая книга о добре в моей жизни. 

    Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру потерянные вещи. Вам необходимо  узнать героя, и название стихотворения — кому принадлежит предмет.

Имя Агнии Барто присвоено малой планете Барто, расположенной между орбитами Марса и Юпитера, а также одному из кратеров на Венере.

По сценариям Агнии Барто сняты фильмы

 «Слон и верёвочка» — фильм 1945 года киностудии «Союздетфильм»

«Алёша Птицын вырабатывает характер» — фильм 1953 года киностудии «Ленфильм»

«Десять тысяч мальчиков» или «10000 мальчиков» — фильм 1961 года Киностудия имени М. Горького

«От семи до двенадцати» — фильм 1965 года киностудии «Мосфильм»

«Ищу человека» — фильм 1973 года Киностудия имени М. Горького

По её стихам созданы мультфильмы:

«Две иллюстрации» — кукольный мультфильм 1962 г.

«Снегирь» — рисованный мультфильм 1983 г.

«Волшебная лопата» — рисованный мультфильм 1984 г.

«Мы с Тамарой» — российский 2D-компьютерный мультфильм, 2004 г.

 Если  соберёте паззл, то вы  увидите афишу  фильма по сценарию Агнии Львовны который  был снят самым первым в 1939 году.

 

Я думаю, что вы всегда будете помнить ее стихотворения и читать.

Многое  можно рассказать и прочитать о ее творчестве. Все стихи – мудрые, весёлые и беспокойные.

 

 Расул Гамзатов, народный поэт Дагестана, писатель, сказал об Агнии Львовне: «Она всегда идет на встречу одному поколению, провожая другое».

 

Первоклассники 1 «А» класса МБОУ СОШ №18 приняли активное участие в межрегиональной сетевой акции «Читаем Агнию Барто». Ребята читали стихи любимой поэтессы и нарисовали иллюстрации к её стихотворениям.

В заключение нашей встречи предлагаю посмотреть мультфильм «Снегирь» созданный по её стихам.

Творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение. Наш праздник подходит  к концу, и я хочу   закончить наш праздник  словами до новых встреч!

Литературный час «Очарованный Русью странник»

Здравствуйте, ребята!

Сегодняшнее наше мероприятие посвящено творчеству русского писателя Николая Семеновича Лескова.

В этом году ему исполняется 190 лет со дня рождения.

Творчество Николая Семеновича Лескова – нетленная и поразительно колоритная страница в истории русской литературы.

Максим Горький считал Лескова одним из «творцов священного писания о русской земле».

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда.

Его отец был чиновником. У матери были дворянские корни. Николай – старший из пятерых детей. Проживали Лесковы в своем родовом имении в Орле.

Когда мальчику было семь, он с родителями, младшими братьями и сестрами переезжает в село Панино. Там Николай интересуется бытом и языком сельских жителей. Простые люди считали Лескова своим. Всё это отпечаталось на его дальнейшем творчестве.

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек…».

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела.

В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города. Был вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлёкся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами, что оказало значительное влияние на мировоззрение будущего писателя.

В 1857 он ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина. Во время службы он изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь.

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1867).

Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В 1860-м году Лесков опубликовал свое первое произведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в журнале «Отечественные записки». Долгое время публиковался под псевдонимом Стебни́цкий.

С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России. С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и другие.

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году. Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы:  “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы” (при жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман»), “Овцебык” (1863) и  “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

 

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции, в которых продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения.

Примерно в это время Н.С. Лесков дебютировал и как драматург.

В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни.

Иллюстрация к детской книге XIX века. 

Н.С. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества.

В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др.

Неотъемлемой чертой «праведников» выступает способность их мыслить о родине, о ее судьбах. Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).

Забота о родине — последняя мысль умирающего Левши: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этой верностью Левша перекрестился и помер».

Тема праведничества прослеживается также в повести «Очарованный странник», которая  была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования: Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Иван Северьяныч Флягин — главный герой повести . Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру в поселок Корела. Будучи заложником судьбы, главный герой совершил в молодые годы тяжкие преступления и считает себя великим грешником.

Однажды в юности он убивает монаха, а потом стал его постоянно видеть во сне. Убитый монах ему предсказал, что жизнь его будет полна опасностей, и он много раз избежит гибели, но, в конце концов, должен пойти и принять постриг.

Из этой повести мы узнаем, что он был крепостным и однажды был несправедливо наказан, и хотел повеситься, но был спасен цыганом, с которым затем крал лошадей. Затем попал в плен к татарам и долго жил у них на положении пленного раба. Через несколько лет сумел бежать и вернуться вновь к хозяину, но убил там женщину — цыганку Грушу, а потом ушел на войну, где получил орден. Но это его не спасло. После этого он ушел послушником в монастырь и теперь живет в ожидании скорого конца.

Созданный автором образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека — жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур».

В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», «Дурачок» и другие.

Последние годы жизни.

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде. Его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер  («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»), где наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах журнала «Вестник Европы» за 1891 год. Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет.

В своих произведениях писатель обличал действующую власть. Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чёртовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз», она была напечатана лишь после 1917 года.

В биографии Лескова много интересных фактов. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.

Умер Николай Семёнович Лесков 21 февраля [5 марта] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы,  мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

 Музей Николая Семёновича Лескова был открыт в Орле 47 лет назад – 2 июля 1974 года – на улице Октябрьской (бывшей – Третьей Дворянской) в доме номер 9. Это до сих пор единственный в стране, да и во всем мире, литературно-мемориальный музей писателя.

А сейчас ребята, если вы внимательно прочитали статью, то вашему вниманию предлагается викторина о жизни и творчестве Лескова. 

А познакомиться с творчеством писателя вам помогут книги:

Известно, что Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Но все изменилось после Революции.  Он “народный писатель”, который в своих произведениях осветлял жизнь крестьян, прислуги, простого люда. Поэтому и заслужил всенародное уважение и любовь. Его творчество и сейчас продолжают изучать в школе.

Лев Николаевич Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будущего».

Спасибо за внимание!

Урок мужества. «Афганистан — наша память и боль». Ко дню воинов — интернационалистов.

Каждое время рождает своих героев. Но подвиг воина, защищавшего свою Родину, свой народ во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале. Именно в страшное военное время проявляются лучшие качества человека – гражданина, патриота: верность долгу и традициям старших поколений, волю к победе, отвагу и мужество.

Сегодняшний урок мужества мы посвящаем Дню памяти воинов-интернационалистов, который с 1989 года отмечается 15 февраля. Так уж повелось у русского солдата – защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнение интернационального долга».

И пусть наша встреча будет памятью всем, выполнявшим свой интернациональный долг в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне, и других горячих точках.

Война — это кровь, горе и страдания людей. Правду о войне знают лишь те, кто под пулями поднимался в атаки, кто изнывал от жажды и замерзал в снегу на горных перевалах, кто раненый ждал спасительную вертушку, кто провожал в последний путь на Родину в «черном тюльпане» боевых друзей, кто сегодня вспоминает своих погибших товарищей. И забывать об этом мы не имеем права. Война осталась в душах тех, кто прошёл её дорогами, в семьях погибших и пропавших без вести солдат.

Советские войска на территории Афганистана воевали девять лет, один месяц и девятнадцать дней – с 1979 по 1989 гг. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны. 15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан.

Выполняя просьбу руководства Афганистана о поддержке, советское правительство ввело в Афганистан ограниченный контингент советских войск, которые участвовали в войне. Тогда – это называлось выполнением интернационального долга. Тогда – это важное решение относительно ввода советских войск в Афганистан было принято в кабинетах Кремля и ни у кого не было сомнений в правильности принятых решений. Наши войска на чужой земле защищали интересы своего народа и выполняли интернациональный долг.

Война – явление страшное, жестокое. Война в Афганистане продолжалась девять лет и общие потери в ней составили 15 051 человек.

За наградами мы не гонялись,

Просто делали то, что могли. 

Мы с душманами яростно дрались 
За свободу Афганской земли. 

Не забыть фронтовые нам будни,
Марш-броски и засады в горах, 
И палящее солнце к полудню, 
И скрипящий песок на зубах. 

А когда возвратились обратно, 
На Российской родимой земле 
Поминали друзей многократно, 
Что погибли на этой войне. 
До сих пор ноют раны средь ночи, 
И скупая мужская слеза 
Застилает усталые очи. 

Что ж ты сделала с нами, война.

Память о погибших воинах свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы о них помним, пока мы о них говорим. Война будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. А в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей.

Опять чернеют матери от горя,
А молодые вдовы голосят.
И взрывам эхо болью вторит,
Вертушки ангелом висят.
Взойдём на огненный Парнас
И больше не увидим близких.
Россия не забудет нас,
Но из живых нас вычеркнут из списков.

Болят без крови по краям,
Уже не заживая, раны,
Когда приносят матерям
Груз «двести» «чёрные тюльпаны».
Мы этой боли не просили,
Она сама настигла нас.
Глядит страдание России
В страданье материнских глаз.

Для Советского Союза Афганистан был соседом. Граница проходила через Туркменскую ССР, Таджикскую ССР, Узбекскую ССР. Столица город Кабул.

В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с лидером Народно-демократической партии Афганистана Тараки, которые стремились в стране построить социализм. Трудно было. Тараки обратился с просьбой к Советскому Союзу о военной помощи. И вопрос рассматривался на Политбюро. Брежнев отказал.

14 сентября 1989 года член правительства Афганистана Амин совершил покушение на Нур Мухаммеда Тараки. Тараки освободили от занимаемой должности, он был посажен в тюрьму и задушен. Во главе государства встал проамерикански настроенный Хафизула Амин.

После захвата власти Амином, в начале декабря 1979 года на совещании у Брежнева с Политбюро было решено ввести наши войска с одной лишь целью – свергнуть Амина и передать власть республиканцам во главе с Бабраком Кармалем.

25 декабря в зимний солнечный день начался ввод войск.

Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные «чёрные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война… а пока в нашей прессе царило молчание, в Афганистане шла война.

Спустя время мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово «дух» может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с «калашниковым» наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: «зеленка», «вертушка», «груз – триста», «груз – двести».

Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело».

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

На войне есть такие законы, что «приказы не обсуждаются, их надо выполнять».

15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих.

Каковы же итоги Афганской войны?

Несмотря на мужество наших бойцов, ограниченный контингент не смог изменить ситуации в стране. Афганская правительственная армия удерживала только столицу.

Девятилетнее пребывание советских войск в Афганистане отрицательно сказалось на престиже СССР на международной арене и вызвало негативное отношение к руководству страны внутри Советского Союза. К середине 80 -х годов стала очевидна бесперспективность советского военного присутствия в Афганистане. Стало ясно, что из Афганистана надо уходить. 14 апреля 1988 года в Женеве было заключено соглашение между Афганистаном, Пакистаном, СССР и США о политическом урегулировании и было объявлено, что советские войска покинут страну.

15 февраля 1989 года последние воинские части 40-й армии были выведены из Афганистана, война для нас закончилась. Сороковая армия шла домой по мосту Дружбы через реку Амударью, разделявшую Афганистан и СССР. Бойцы до конца честно выполнили свой воинский долг.

Согласно статистике, в Афганистане каждый день погибало 4 человека. В Афганской войне принимали участие 74 мончегорца, 16 из них награждены Орденом «Красной звезды».

После вывода войск из Афганистана многим казалось, что самое страшное позади. Тысячи матерей вздохнули с облегчением. Но потом начался Карабах, Абхазия, Таджикистан, Чечня… К сожалению, и сейчас на карте мира вспыхивают всё новые и новые «горячие точки», где необходимо присутствие российского солдата. Сирия.

Ни одна война не обходится без потерь, тем более если это продолжительные боевые действия.

По данным официальных публикаций Минобороны РФ и представителей российских региональных властей, во время военной операции в Сирии, начавшейся 30 сентября 2015 г., в результате боевых действий погиб 41 российский военнослужащий.

Афганская и Чеченские войны еще долго будут напоминать о себе, пока живы матери, отцы, потерявшие сыновей. Она будет жить в памяти детей, которые выросли без отцов.

Эти ребята не виноваты в том, что попали в Афганистан. Солдат войны не выбирает и не начинает. Но всегда расплачивается самым дорогим, что у него есть, — жизнью за чужие ошибки. Чтобы сегодня не говорилось об Ограниченном контингенте, те, кто воевал там, в чужих горах, понимали одно: они воюют за свою страну, защищают южную границу СССР. Выполняют приказ своей Родины.

А теперь ответьте на вопросы:

Что нового вы узнали об Афганской войне?

Сколько длилась?

Почему неоднозначные оценки этой войны?

Идём дальше, соберите пазл «Мы помним».

Всех вернувшихся поздравляем и гордимся вами, всех павших помним и чтим. Пусть такая война больше никогда не повторится, пусть в памяти останутся только моменты, подтверждающие надёжное плечо, силу и мощь, отвагу и выдержку. Всех благ, счастья, здоровья и удачи!

Мы очень надеемся, что этот наш урок Мужества поможет вам, ребята, сделать ещё один шаг в понимании патриотизма, задуматься над тем, наследниками каких высоких гражданских традиций вы являетесь, ведь народ, не забывающий своих героев, бессмертен.

Час патриотизма «Февраль, морозной гарью пах»

Здравствуйте дорогие друзья! Наша сегодняшняя  встреча посвящена освобождению нашего родного города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.

   Ростов-на-Дону, был оккупирован врагом дважды: осенью 1941 года и летом 1942 года, и вернул себе свободу 14 февраля 1943 года.

   В планах гитлеровского командования «Барбаросса» особое значение отводилось овладению южными районами СССР. «Ростов – ключ к Кавказу…  И мы, повернув этот ключ, хозяевами войдем в ворота, ведущие к Бакинской нефти, а потом и к Индии», — чванливо хвастался в своем приказе командующий 1-й танковой армией, наступающей на Ростов, гитлеровский генерал Клейст. Гитлером ему было обещано в случае захвата города звание фельдмаршала, переименование города Ростова в город Клейстштадт. (Клейст-на-Дону).

Но на пути врага, грудью прикрывая столицу Дона, встали советские войска и войска народного ополчения.

Давайте посмотрим документальную хронику того времени.

«Освобождение Ростова-на-Дону 14 февраля 1943 года».

 

Повторное освобождение Ростова началось с перехода войск Южного фронта в наступление 1 января 1943 года. На Ростов наступали части 28-й армии, которой  командовал генерал-лейтенант Василий Филиппович Герасименко.

«Мы ни на минуту не должны забывать, что немецкие палачи терзают в Ростове наших братьев и сестер особенно за то, что год назад они активно помогали Красной Армии выбить фашистов из города. Наш неотложный святой долг вырвать их из лап гитлеровской своры… Мы возьмем Ростов!».

(генерал-лейтенант В. Ф. Герасименко)

Друзья предлагаю вам ответить на вопросы викторины

«Освобождение Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны»

Ко дню освобождения Ростова-на-Дону
от немецко-фашистских захватчиков.

Когда фашисты рвались к Дону,
Чтоб захватить потом Кавказ, 
Наш город стал для них заслоном,
Такое было много раз:

Ростов бомбили самолеты,
Стреляли пушки, танки жгли…
Сражались русские пилоты
За каждый метр родной земли.

И защищали переправу
От бомб зенитные войска,
Там обрели студентки славу,
Оставив память на века.

Пилотам нашим помогая,
Зенитки били в небеса,
На лик беды, не уставая,
Смотрели девичьи глаза.

Врагов заставили бояться,
Стояли насмерть, как могли,
Им было только восемнадцать,
Защитницам Донской земли.

Поставлен памятник в Ростове,
И каждый день, и каждый час,
Должны мы понимать и помнить,
Что и за них живем сейчас!

Мужчины тоже храбро бились
За каждый двор, за каждый дом,
А жены, матери молились
О них и помнили о том,

Что будут многие убиты,
И ничего не сделать тут,
Но, может, страстные молитвы
От пули воинов спасут.

Со смертью трудно примириться,
Свободы велика цена:
Арефьев, Ищенко, Юфимцев –
Героев знает вся страна.

Гордятся жители Ростова,
Живя на улицах таких:
Малюгиной и Горбачёва,
Поповских Кости и других…

Они – солдаты ополченья –
Отдали жизнь свою без слов.
Придет к ним в день освобождения
Ростов с букетами цветов.

Они себя не пощадили,
Чтоб жили мы, цвела земля,
Их будет чествовать Россия
Четырнадцатого февраля

И вспомнит всех их поименно,
И дань их подвигу отдаст.
Приспустят флаги и знамена
И Дон, и Волга, и Кавказ!

              (Пономарева Ю.)

Агитационные плакаты играли большую роль в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Были созданы такие плакаты и при освобождении Ростова. 

   События Великой отечественной войны навсегда остались в нашей истории, памяти, а также в наших сердцах. Освобождение г. Ростова-на-Дону от немецких оккупантов началось 8 февраля 1943г. Фашисты оказывали ожесточённое сопротивление. Несколько дней в городе шли упорные бои.

   Узнать об этих событиях можно на страницах книг.  Фрагменты одной из них мне хочется вам представить.

Издание посвящено периоду Великой Отечественной войны в донской столице. Книга проиллюстрирована красочными фотографиями, сделанными во время войны. Это создает удивительную атмосферу, которая погружает вас в прошлое. Снимки дополняют текст, затрагивающий факты, о защите Ростова и о его героях.

 

   Многие улицы нашего города названы именами героев, защищавших город.

 Но мало, кому известен подвиг 12-летнего мальчишки Володи Щербакова, чьим именем названа улица 2-го посёлка Орджоникидзе.

Володя Щербаков родился в Ростове-на-Дону. Когда его родители погибли во время бомбежки, Володю определили в детский дом.

Воспитанники детдома в те времена выживали, как могли, а другого способа, кроме воровства еды с немецких складов не было. В один из таких своих «рейдов» на Володю наткнулись партизаны — он в тот момент лихо вспарывал брезент на немецких машинах. Таким образом, будущий герой оказался в партизанском отряде.

   Во время одной из операций, диверсионный отряд, в котором был Володя, десантировали прямо на занятую немцами деревню — роковая ошибка штурмана. Диверсанты заняли круговую оборону и сражались до последнего. Трифонов, сквозь треск автоматов, кричал, чтобы мальчик уходил, выбросил белый флаг, мол, немцы не тронут, пощадят ребенка.

Вот только уйти он не мог, даже если бы захотел. Ноги были придавлены мешком с взрывчаткой. Бой закончился. Подошедшие немцы обнаружили в живых только Владимира. «О, киндер партизан!», и решили сфотографироваться, так сказать, на фоне… При себе Владимир всегда таскал лимонку. Была она при нем и в этот раз. Когда ему освободили руки, он вытащил из кармана гранату и, дёрнув кольцо, сунув рукой гранату под мешок с взрывчаткой.  С собой он «забрал» около 170 оккупантов

 Перед вами книги из фонда нашей библиотеки на страницах которых вы можете узнать о пионерах-героях Дона.

             

   Годы проходят, но люди помнят и понимают ценность Великой Победы. Это, прежде всего память о подвиге людей, защищавших наш город. 270 ростовчан удостоены звания Героев Советского Союза, из них 31 человек дважды, два человека — трижды, 10 удостоены звания Героев России. Давайте обратимся к истории памятных мест нашего города, напоминающих нам о событиях тех героических лет.

В заключении хочется, сказать, память о событиях военных лет не подвластна времени. Бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживает века. Нет ни одной семьи в нашей стране, в которой не было бы своего героя — деда, прадеда, отца, мужа, брата. Все они совершили величайший подвиг, заплатив своими жизнями, но приобретя взамен вечную славу и восхищение.

Бессмертная слава и светлая память о героях Великой Отечественной войны, защищавших Ростов-на-Дону, останутся на века!

 

Соберите паззл!

Громкое чтение. Викторина. Авторская сказка В.Бианки «Лесные домишки». Книжка на ладошке.

Здравствуйте, ребята! Конечно, любой из нас по своему любит природу. Но иногда можно встретить таких людей, которые наделены каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это ощущает и будто ждёт момента, чтобы рассказать ему сокровенные секреты, раскрыть свои заветные тайны. Одним из таких людей и был Виталий Валентинович Бианки. Всё что он написал – это праздник узнавания. Находки ждут нас на каждом шагу. Произведения этого писателя способствуют найти ключи ко многим тайнам обступающего нас мира.

Виталий Валентинович Бианки родился 11 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным – орнитологом (орнитология – раздел науки, изучающих птиц), работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он воспитал в нём интерес ко всему живому. Именно отец ввёл Виталия в свой мир – мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Писатель мальчиком не раз бывал в музее, где за прозрачными витринами застыли животные, свезенные туда с большей части земного шара. Маленькому Виталию хотелось непременно найти «волшебную палочку», чтобы оживить музейных экспонатов. И только повзрослев, В.В.Бианки понял, что такой «волшебной палочкой», может быть только слово, только рассказ. Отец приобщил сына и к миру живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье. На лоне живой природы Виталий учился узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учился по множеству примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – Виталий с детства приучился все свои наблюдения записывать. Это вошло у него в привычку на всю жизнь. Семью Бианки часто навещали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и увлекательно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его предназначение, увлечение, любовь. Он стремился понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти сложные вопросы не давали Бианки покоя. Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. Это и послужило началу его писательской деятельности. В детских книжках писатель помогал ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его прекрасных произведений. Мохнатых и пернатых, обитающих на страницах книжек Бианки, невозможно не полюбить, Виталий Валентинович рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться так, что от книжки оторваться невозможно. В самом неприметном он умеет показать новое, не замеченное нами.

И в 1923 году выходит его первая книжка («Чей нос лучше?»). Но самой популярной книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты». Это большая настоящая газета со своей передовицей, объявлениями, телеграммами – обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. «Переводчики с бессловесного» — именовал он себя и своих собратьев по перу, писателей, которые тоже писали о животных. Человек определенно влюблённый в природу, как никто другой ведающий её, Виталий Бианки большую часть жизни отдал описанию мира неразгаданного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного – мира русского леса и его обитателей. Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как Первая охота (1923), Кто чем поет? (1923), Как Муравьишка домой спешил (1935), Сказки зверолова (1937) и др. По некоторым из них (Оранжевое горлышко (1937, и др.) сняты мультфильмы. Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая Бианки, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки.

В творчестве Виталия Бианки счастливо сочетается образное виденье художника и научная точность наблюдения.

Ребята, да и взрослые, сегодня я прочту рассказ Виталия Бианки «Лесные домишки». Все его герои заняты своими делами, иногда отвлекаются и разговаривают между собой или с нами на человеческом языке. Это для нас, читателей, чтобы мы могли понять, узнать и полюбить их.

Больше сказочного, неправдоподобного там и нет ничего. Конечно, если не считать, что весь мир природы — чудо и сказка. Разве не сказочно умение маленькой пеночки клювиком свить себе шалашик — гнездо, а уж если рыбка вьёт гнездо — просто трудно поверить.

А ведь всё правда.

Потому-то это сказки-несказки.

Теперь наступил викторины черёд!

Всем спасибо за игру и внимание!

Друзья, вот и подошло к концу наше мероприятие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать книги В.Бианки, которые позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относиться к родной природе, любить и охранять всё живое.