Познавательный час «Целительная сила растений»

                               Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило, 

                                   Где чистым воздухом так сладостно дышать,

                                        Есть в травах и цветах целительная сила,   

                                         Для всех умеющих их тайну разгадать…                                                                                                                          

 (Р. Рождественский)

Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»- писал Л.Н. Толстой.

Сегодня мы приглашаем вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в их мире! Какой загадочной силой они обладают, помогая людям. И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.

   Для начала мы отправимся в Страну Лечебных Трав. Где же эта Страна? Она совсем рядом с нами. Заглянем в наш двор.

Викторина: « Мир растений на страницах книг» она поможет вам вспомнить произведения, в которых растения помогали их героям. 

А сейчас проведем небольшой обзор книг о целебной силе растений:

Тамара Крюкова                                                            Лесная аптека

Замечательная детская писательница Тамара Крюкова написала увлекательную книжку о лекарственных растениях. Книга небольшая, но очень интересная. Она так живо, легко написана, с очень красочными картинками-иллюстрациями

Лекарственные растения детям                        Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей. От истоков медицины и да наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств в лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике появлялись все новые лечебные средства, но только некоторые из них после продолжительной многовековой проверки заслуживали всеобщее признание и сохранились в арсенале лечебных средств вплоть до нашего времени. Это относится к фитотерапии — лечению растениями, которое зародилось в глубокой древности.
Травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов. И это понятно: терапевтическая ценность огромного числа лекарственных растений поистине непревзойденна и признана научной медициной.

 Мэри Стюарт                                                                            Терновая обитель

У Джили Рэмси с детства были причины верить, что ее любимая крестная, тетя Джейлис, немножечко колдунья, ведь ее редкие появления всегда были такими чудесными! Получив в наследство от тети дом в Уилтшире, Джили обнаруживает в своем новом владении комнату, где хранятся сушеные травы и какие-то снадобья, и получает послания от крестной, которые приносят голуби.

 Агния Кузнецова                                                                    Свет-трава

«… Степан Петрович не спеша выбил трубку о сапог, достал кисет и набил её табаком. — Вот возьми, к примеру, растения, — начал Степан Петрович, срывая под деревом ландыш. — Росли они и двести, и пятьсот лет назад. Не вмешайся человек, так и росли бы без пользы. А теперь ими человек лечится. — Вот этим? — спросил Федя, указывая на ландыш. — Этим самым. А спорынья, черника, богородская трава, ромашка! Да всех не перечтёшь. А сколько есть ещё не открытых лечебных трав! Вот, к примеру, Свет-трава!.. «

 П. Синявский                                                    Сказка про лекарственные растения

 

Эту сказку, про лекарственные растения однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам…

Соберите пазл и вы узнаете, что выросло в роще«Зелёной аптеки» автора книги Петра Синявского

Мы сегодня говорили о растениях и их волшебных свойствах.

Хотелось бы сказать, что,  не надо сразу бежать в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок и другие растения, не надо их срывать и пытаться воспользоваться их свойствами. Эти растения, как и многие другие, находятся под охраной человека. Лучше воспользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках. В них уже есть все необходимые растения для лечения какого-либо заболевания.

Мы надеемся, что все услышанные здесь истории, легенды, целебные свойства обогатили вас знаниями, приблизили к чарующему миру растений. Любите травы, изучайте и оберегайте их!

Ты, человек, любя природу,                                                                                     Хоть иногда ее жалей:                                                                                               В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.                                                                                     (В.Шефнер)

Клуб юных пожарных «Огоньки»

«Безопасный огонёк»

С огнём не играйте! С огнём не шалите! Здоровье и жизни свои берегите!

Здравствуйте, ребята, девчонки и мальчишки. Я приветствую вас на нашем заседании клуба юных пожарных.

Сейчас я вам расскажу сказку про огонь:
                            Сказка «Огонь — друг, огонь — враг».
Жил-был Огонь. Был он очень веселый и горячий. Гулял Огонь где хотел по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему? 
Дети: — Он сжигал все подряд. 
И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, Огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться». А Человек настаивал на своем. Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его Человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом. 

Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся пожарные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами… Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. И сейчас я вам предлагаю собрать пазл.

Огонь — одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.                                     Подарил Прометей
Красный факел для людей,
Чтобы жаром всех он грел,
Чтоб в светильнике горел,
Мясо жарил и варил,
Страх на зверя наводил,
Обжигал горшки, игрушки,
Правил бронзовые пушки.
Но, к несчастью, этот дар
Вызывал не раз пожар.
Как в костре трещат дрова,
Загорелись лес, дома.
И кидалось то огнище
С адским ревом на жилище.
Легче не пожар тушить,
А его предупредить!

Литературная страничка:

Молодцы, ребята. И мы продолжаем игру. Теперь я предлагаю вам попробовать свои силы в знании пословиц.

Народная мудрость гласит:

Вы отлично справились с заданием.

Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом.

И в завершении нашего заседания ещё раз вспомним правила пожарной безопасности.

До свидания!!! До новых встреч!!!

Библиотечный урок №4 «Техники интеллектуального труда».

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы вам расскажем о видах чтения, культуре чтения.

Виды чтения:

Культура чтения:

Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приёмов смысло­вой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно».

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя умение выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:

1. Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую;

2. Самостоятельно найти недостающие условия в любом «хранилище информации» (в учебнике, справочнике, книге);

3. Запросить недостающие данные у человека, поставившего эту задачу. Необходимо учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие личности творческой, активной, мыслящей.

Предлагаем вашему вниманию просмотреть видеоролик культура чтения


Спасибо за внимание!

Читаем Альберта Лиханова. Громкое чтение

Альберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.    

 13 сентября 1935 года, в обычной трудовой семье родился мальчик. Отец его, в самом начале войны ушел воевать в рядах добровольцев. Мать, медицинский лаборант, трудилась в госпиталях.  Детство мальчика прошло в городе Киров, где его и застали война, голод, лишения, вера в победу и ее ожидание. Вместе со своими сверстниками он занимался пошивом кисетов, участвовал во всевозможных конкурсах для раненых, выстаивал очереди за хлебом.  Все пережитое крепко закрепилось в его памяти и сердце. Школа и библиотека сыграли большую роль в жизни писателя, а бабушкины рассказы множества историй указали путь к книге.

Окончив школу, Лиханов начал обучение в университете города Свердловска по специальности журналист.  В 1958 году, после окончания обучения, Альберт возвращается на родину, и начинает трудовой путь в местной газете, проявляя в то же время талант в литературе.

  Главная тема его книг – становление юношеского характера подростка, формирование их мировоззрения, взаимоотношение со старшим поколением и учат, как человеку остаться человеком, сохранив в душе веру в доброе и прекрасное.

Литературная слава пришла к писателю в 70- Х годах, в этот период он стал одним из востребованных авторов у молодого поколения. Его  произведения переведены на 34 языка. Произведения Альберта Лиханова с удовольствием читают во многих странах, и это говорит о нем как о писателе мирового уровня.

Человек, имеющий неравнодушное сердце, посвятил достаточно много сил и времени для защиты детей. В 1989 году Лиханова избрали народным депутатом, что помогло сотрудничеству с Всемирной конвенцией по правам ребенка. Также писатель активно работает в Союзе писателей, поддерживает начинающих авторов, и является учредителем премий для педагогов.

 Лиханов сделал немало добрых дел для детей, в том числе сирот. По его инициативе были построены сиротские приюты, открыты центры реабилитации для детей с ограниченными возможностями и нарушениями в развитии, куда было вложено много титанических усилий.

В начале 2000-х Лиханова провозгласили человеком года, как в России, так и в Англии, Американский Биографический институт признал его своим пожизненным академиком. В копилке писателя множество разных наград.

 

«Хочется думать, что моим юным читателям, когда они столкнуться с первыми трудностями, книга в чем-то поможет преодолеть их, не падать духом, научиться твёрже стоять на ногах».

Альберт Анатольевич Лиханов наш современник, он живёт и работает в Москве. А родился в небольшом городке Кирове в 1935г. Свой литературный путь начал с журналистики. В течение тридцати лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена». В 1987г. по инициативе А. Лиханова у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация. А. А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почетного и трудного поста и сегодня. Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание, уделяя детям-инвалидам. Писатель организовал издание четырех журналов: «Путеводная звезда», «Божий мир», «Дитя человеческое» и «Зарубежный роман». Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и за рубежом.

    Главная тема произведений А. Лиханова и главная его боль это судьба детей, оказавшихся в тяжких условиях жизни. И одним из таких тяжёлых условий для детей стала война. Военному детству посвятил А. Лиханов много произведений, которые собраны в книге «Русские мальчишки». «Русские мальчишки» – это роман, состоящий из 10 повестей. Эти повести связаны между собой и в них действует один и тот же главный герой. Дети в этих произведениях живут далеко от линии фронта. Но война обрушила на них не детские проблемы, страдания. И дети решают сложные вопросы добра и справедливости – как человеку оставаться человеком, даже в столь суровое трудное время. Горе учило чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто был рядом.

   Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны.

Заключительная повесть в романе называется «Последние холода»

Чтение отрывка

Вопросы для обсуждения:

1.В какое время происходит действие в повести?

2.Что представляло собой дополнительное питание и получилось ли Коле насладиться едой? 

3.Придя впервые в столовую №8, как Коля начинает по-настоящему ощущать, что такое война?

4.Кто такие «шакалы»?

5.Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих. Им суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Вспомните, как их зовут? Что известно об их судьбе?

6.Ребята давайте обратимся к тексту и найдём первую встречу Коли с Вадимом и Марией.

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя, агрессивного и загнанного. Голод на время стирал в душе человека признаки человеческого. Нужно было обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное – порядочность, доброту.

7.С каким добрым поступком мы встречаемся в столовой?

8.Как вы думаете, ребята, что помогло Вадиму и Маше выстоять? Какие качества характера спасли детей?

Конец повести ожидается вполне счастливый. Сначала Вадиму и Маше пытается помочь Коля. Потом над ними берут опеку Колины мама и бабушка, наконец, школа, учителя. Дети получают талоны на дополнительное питание.

9.Чем заканчивается повесть?

10.Ребята как вы думаете, почему повесть называется «Последние холода»?

Ребята вот мы познакомились вас с творчеством  А. Лиханова. Но кроме книги «Русские мальчишки» А. Лиханов написал для детей ещё много книг. Это романы и повести: «Мужская школа» «Никто», «Сломанная кукла» «Благие намерения», «Солнечное затмение», «Чистые камушки», и др. А за роман «Мой генерал» А. Лиханов был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской. А. Лиханова затрагивает многие темы в своих произведениях. Это взаимоотношения близких людей, душевные переживания героев, дружеские отношения, но самое ценное и важное это милосердие и нравственность в человеке. И я хотела бы, что бы вы продолжили дальнейшее знакомство с книгами А. Лиханова.

К сожалению, сегодня мы смогли только прикоснуться ко всей многогранной деятельности Лиханова как литератора и общественного деятеля.

— Давайте постараемся определить основные задачи, которые решает в своей деятельности Альберт Анатольевич Лиханов.

— Актуальны ли они для России и нашего города? Почему?

— Что сейчас вы добавили бы к человеческому портрету А. Лиханова (земляк, современник, деятельный, неравнодушный человек)?

— Что значит быть неравнодушным? (Неравнодушный человек – это тот, который видит трудности, беды других и старается им помочь, человек дела).

— Давайте попробуем задать себе вопрос: А кто же я? Человек – зритель или человек-деятель? Скорее всего, что каждому трудно ответить на этот вопрос, потому что Добро Деятельное не кричит о себе, а тот, кто его дарит, делает это по зову души. Из маленьких добрых поступков – уступить место в транспорте, не пройти мимо плачущего малыша, подарить улыбку тому, кому плохо, — вырастают большие добрые дела.

Мы надеемся, что сегодняшнее встреча не оставила вас равнодушными.

— Что нового для себя вы узнали, познакомившись с произведениями А. Лиханова?

— Как вы считаете, стоит ли вашему поколению знакомиться с такими произведениями?

Конкурс чтецов «Признайся, городу в любви»

Приглашаем Вас послушать признание в любви к своему городу юных ростовчан.

Обзор литературы «Тебе, мой город, посвящаю!» День города

Дорогие друзья! Вы интересуетесь историей? Вам любопытно как  выглядел Ваш любимый город Ростов-на-Дону так давно, что Вас даже еще не было на этом свете? Тогда мы приглашаем Вас познакомиться с книгами из фонда нашей библиотеки, и вы погрузитесь в мир старых улиц города, старых домов, площадей, жизнь горожан старого города, имя которому Ростов-на-Дону. Все это когда-то было запечатлено на фотографиях и  описано  в книгах.  Для Вас мы подготовили обзор литературы                                    «Тебе, мой город, посвящаю!». Интересного вам чтения!

Устный журнал «Этот славный городок, милый сердцу уголок». День города

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - big-5814ded0ff93671c3a08fea9-5815139adde98-1c1a4sq.jpg

Здравствуйте ребята! Вы наверно догадались, что мы с вами сегодня не просто так собрались? А кто из вас знает о таком празднике как день рождения? А вы знаете, что этот праздник бывает не только у людей, но у городов? А как называется город, в которым мы с вами живем? А как называют людей живущих в этом городе?

Так вот сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить день рождение нашего любимого города Ростова – на – Дону ! Ему сегодня исполняется 271 год!

Первая страница нашего журнала посвящена истории возникновения города Ростова-на-Дону. Как все начиналось…

Герб Ростова-на-Дону представлен в виде французского щита с короной. Он обрамлён зелёными листьями дуба и пурпурной лентой. Разделён по вертикали на две половины: лазоревую и червлёную.

В левой части изображена двухъярусная башня с затворенными вратами. Над ней расположен развивающийся Андреевский флаг. В правой части представлены одетые на шест древний шлем, повёрнутый прямо, и кольчуга. Позади них изображён лук тетивою вниз накрест со стрелой и копьём. Данные предметы символизируют военные трофеи.

Художественная композиция утверждена решением № 267 городской Думы от 3 апреля 1996 года.

Собери герб

В южной столице России  немало интересных мест. Красивые виды на Дон, забавные контактные скульптуры, старинные купеческие особняки и зелёные парки — чтобы увидеть всё, потребуется не один день. Мы представим вам 10 самых популярных мест  Ростова-на-Дону без которых не узнать город по-настоящему.

«Донские писатели – детям» обзор литературы


   Донской край  – это частица нашей великой Родины – России с яркой  и богатой историей.  Плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, золотые пшеничные поля, изумрудные виноградники.
   Но главное наше богатство – люди. На нашей земле живет много талантливых людей. Донской край дал миру великого русского писателя Антона Павловича Чехова. С Дона вышли два лауреата Нобелевской премии по литературе – Михаил Шолохов и Александр Солженицын.
   Ребята, для того, чтобы вы знали, на какой славной земле вы живёте, знали людей, прославивших свой край, почитали их талант и равнялись на них, мы предлагаем вашему вниманию перечень книг писателей-земляков. И надеемся, что вам это  будет это интересно. Так интересно, что захочется прочитать эти книги, взяв их в нашей библиотеке. Интересного вам чтения.
 

«Ростовский Экзюпери» – Аматуни Петроний Гай. Он был лётчиком. По призванию, по мастерству, по неуёмному темпераменту, для которого были тесны земные облётанные трассы. И лётчик Петроний Гай Аматуни поднялся выше всех авиационных и космических рекордов, поднялся выше земной действительности — стал писателем-фантастом.

Все его произведения наполнены добром, стремлением к знанию, справедливости, любовью к человеку. Главные герои, пройдя увлекательные приключения и не раз попадя в опасность, пытаются убедить юных читателей, что истинное знание, стремление к образованию, развитию побеждают самые злые силы.

Аматуни, П. Сказки / П. Аматуни; худож. П. П. Садков. – Ростов- на-Дону : Ростовское Книжное издательство, 1980. – 176 с. : ил.

Книга включает две сказочные повести. Одна из них, «Королевство Восемью Восемь». Где мы встречаемся с обычным мальчиком —  пятиклассником  Василько. Ему и его друзьям выпадает много весёлых и невероятных приключений, опасных и трудных. Всё это происходит в волшебном шахматном королевстве.  Другая — «Почти невероятные приключения в Артеке» по словам самого автора посвящена — Всем артековцам, которые есть, и тем, которые будут…

Аматуни, П. Чао – победитель волшебников : сказочная повесть / П. Аматуни; худож. П. П. Садков. – Ростов- на-Дону : Ростовское  Книжное издательство, 1974. – 216 с. : ил.

Интересная юмористическая сказка для детей младшего школьного возраста рассказывает о захватывающих приключениях Чао, маленькой Елочки, и юного москвича Егора.

Петроний Гай обращается к читателю:  «Я очень люблю рассказывать. Брожу по белому свету, смотрю, что делается вокруг, слушаю, что люди мне говорят, а потом пишу книги. Кое-что вам может показаться выдумкой, но это зря: разве станет писать небылицы человек серьезный?..»

Писателя Ивана Дмитриевича Василенко «открыл» замечательный русский литератор В. В. Вересаев. К нему в годы войны пришел однажды немолодой и очень больной учитель и принес свою первую книжку, написанную для детей в 1937 году. Вересаев прочитал ее и со страниц «Литературной газеты» в 1944 году сказал: «Передо мной… талантливый, совершенно сложившийся писатель, со своим языком, с великолепной выдумкой, с живыми образами».

Василенко, И. Д. Солнечные часы : повести и рассказы / И. Д. Василенко. — Ростов- на-Дону : Ростовское  Книжное издательство, 1974. – 88 с. : ил.

В книге «Солнечные часы» собраны лучшие произведения, написанные Иваном Дмитриевичем Василенко в годы Великой Отечественной войны. Они о ребятах, маленьких гражданах своей страны, которые в трудное для нее время стремятся принять самое активное участие в делах взрослых, в их борьбе с фашистами.

Василенко, И. Д. Солнечные часы : повести и рассказы / И. Д. Василенко. — Ростов- на-Дону : Ростовское  Книжное издательство, 1974. – 88 с. : ил.

В книге «Солнечные часы» собраны лучшие произведения, написанные Иваном Дмитриевичем Василенко в годы Великой Отечественной войны. Они о ребятах, маленьких гражданах своей страны, которые в трудное для нее время стремятся принять самое активное участие в делах взрослых, в их борьбе с фашистами.

Василенко, И. Звёздочка : повесть / И. Василенко; рис. Е. Медведева. – М. : Детская литература, 1970. – 96 с. : ил.

Повесть «Звездочка» — о жизни учащихся ремесленного училища — была удостоена Государственной премии СССР. Книга о Мите увлекательна и достоверна. Факты авторской биографии, реальные исторические события и писательский вымысел сплетены столь тесно, что переходы почти незаметны. Любовь и вера в человека, патриотизм, забота о молодом поколении, труд — темы, которые  прозвучали в повести «Звездочка».

Губарев Виталий Георгиевич  —  русский детский писатель, драматург, журналист. Наибольшую известность писателю принесли его повести-сказки «Королевство кривых зеркал», «Путешествие на Утреннюю Звезду», «Часы веков» и «В Тридевятом царстве», вошедшие в «золотой фонд» отечественной литературы для детей.

У фантазий Виталия Георгиевича Губарева есть важное достоинство, отличающее их от многих произведений для детей: его повести-сказки и сегодня понятны и современны

Губарев, В. Королевство кривых зеркал : повести-сказки / Виталий Губарев; худож. Т. Прибыловская. – М. : Советская Россия, 1990. – 176 с. : ил.

Девочка по имени Оля, оказывается в королевстве кривых зеркал, знакомится со своим изображением. Девочки успели побывать королевскими пажами, освободили из Башни Смерти зеркальщика Гурда и в итоге победили злых и коварных Абажа, Нушрока и Анидаг. Сказка учит тому, что неплохо бы иногда посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки, учит дружить, выручать друга в беде, быть храбрым, принимать решения.

Губарев, В. Трое на острове : повесть-сказка / Виталий Губарев; ил. И. Семенов. – М. : Детгиз, 1959. — 94 с. : ил.

Сказка об удивительных приключениях трёх ребят, попавших при помощи волшебного платка на необитаемый остров. Платок обладал необыкновенным свойством — осуществлять любые желания владельца, делать жизнь праздной и беззаботной, не требующей никакого труда. Ребята попробовали, конечно, воспользоваться этим свойством платка, а вот что из этого вышло, вы узнаете, прочитав книгу.

Замечательный донской автор Юрий Александрович Дьяконов стал писателем, уже имея за плечами большой опыт работы с детьми. Работа вожатого, организатора первых лагерей труда и отдыха для подростков, а затем и работа в школе подружили писателя с ребятами на всю жизнь. Книги писателя учат детей доброте и дружбе, взаимовыручке и заботе о ближнем.

                 

Дьяконов, Ю. Рената : повесть / Юрий Дьяконов; рис. А. Хлебникова. – Ростов- на-Дону : Ростовское  Книжное  издательство, 1973. – 104 с. : ил.

Это не фантастика, и не сказка. Маленькая Рената с семьей переезжает в новый дом, знакомится с соседями по дому и двору. Автор описывает старые ростовские улочки и дворы, компанию приятелей-мальчишек. В дворовых перипетиях юные читатели невольно находили себя. Повесть учит заботиться о своих близких и друзьях. Автор показывает, на какие глубокие чувства способны дети.

Дьяконов, Ю. Восемь волшебных желудей, или Приключения Желудинои его младших братьев : повесть-сказка / Юрий Дьяконов; рис. Г. Валькина. – М. : Детская литература, 1981. – 160 с. : ил.

Сказочная история о маленькой девочке Жене и восьми волшебных желудях. Вы узнаете, как отважные герои боролись с пожаром в лесу, от кого спасали насекомых и птиц, что такое «Открытие Добрых Глаз» и почему так важно бережно относиться к природе.

С момента, когда Вениамин Константинович Жак научился читать и писать, он сочинял стихи, в юности осознал себя поэтом. Более полувека своей неуемной писательской деятельности служил он литературе.  Его стихи интересно читать «про себя» и хорошо декламировать вслух. Они звучные, музыкальные, запоминающиеся.

   Своим юным друзьям Жак, как напутствие в большую, интересную, взрослую жизнь, советует: Человек — сильнее всех на свете! Как чудесно человеком быть!

 Жак, В. Кто склевал звёзды / Вениамин Жак; предисл. И. П. Мотяшова. – Ростов- на-Дону : Ростовское  Книжное издательство, 1974. – 136 с. : ил.

Неожиданные ситуации, четкий ритм, задорный юмор — отличительные черты поэзии Жака. Стихи весёлые и немного грустные, забавные и серьёзные. Стихи про ребячьи игры и про труд взрослых. Про природу и про технику. В общем, про всё, чем интересна и замечательна жизнь.

Жак, В. Мудрецы : забавные стихи для детей / Вениамин Жак; рис. В. Негоды. – Ростов- на-Дону : Ростовское  Книжное издательство, 1970. – 44 с. : ил.

— Зачем собаке голова? Зачем собаке хвост? И совершенно «научные» мудрые ответы. Но Жак умел не только веселить и развлекать ребят, он умел говорить с детьми на серьезные темы. Детские лирические стихи наполнены солнечным светом, каплями дождя, золотом осени. 

Говорят, что писатель начинается с удивления. Таким и был Коркищенко Алексей Абрамович. Почему течет-течет и не иссякает речка Кагальник? Кто научил только, что родившегося жеребенка находить свою мать… Может быть, писатель начался именно тогда, в детстве. А может быть чуточку позже, когда и он сам и жеребенок повзрослели. Когда впервые запряг мальчишка друга своих детских игр в борону, и к вечеру, устав ходить по мягкой вязкой пахоте, обессиленный, прислонился к потному лошадиному боку. Тогда и он сам и лошадь были друзьями…

Коркищенко, А. Старая лошадь Зина : повесть / Алексей Коркищенко; худож. Э. Д. Бобрешов. – Ростов- на-Дону : Ростовское  Книжное издательство, 1988. – 112 с. : ил.

Повесть о жизни сельских ребят, о том, как мальчик Троша сумел подружиться со строптивой лошадью Зиной, узнал ее «биографию« и вместе со своими друзьями сделал еще много добрых дел. Книга будет интересна  ребятам младшего школьного возраста.

Коркищенко, А. День лошади : повести и рассказы / Алексей Коркищенко. – Ростов- на-Дону : Ростовское Книжное издательство, 1986.

В сборнике подобраны истории для детей и подростков. Красивое описание природы, яркий деревенский колорит, разговоры по душам.
Герои — люди и лошади казачьих станиц, В повести «Рыжая стая» основной рассказ — о спасении детьми и стариками племенного табуна кобылиц новой, буденновской породы от загребущих рук фашистов.

 Лебеденко Пётр Васильевич

 «Передо мной лежала чистая тетрадка, я никак не мог придумать, с чего начать. Конечно, начать надо было с войны – мы ведь все сюда пришли оттуда. Но все, что было на войне, сейчас казалось очень далеким. «Давным-давно это было». Именно эти слова первыми легли на бумагу. Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! О милом моему сердцу Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонушку так же, как любил и люблю ее я…»

Лебеденко, П. Сказки Тихого Дона / П. Лебеденко; рис. Н. Драгунова. – Ростов- на-Дону :  Ростовкнига, 2012. – 96 с. : ил.

Сам Лебеденко говорил: «…Откуда вдруг пришла такая мысль – не ведаю, но она пришла нежданно-негаданно: я напишу сказки! О милом моему сердце Доне, о древнем Азове, о людях, которые любили свою донскую сторонку так же, как любил и люблю ее я …»

Все его произведения жизненно правдивы, наполнены любовью к своей родине, учат мужеству и отваге.  В каждой сказке – свой герой, своя мораль, свой нравственный урок.

Наталья Андреевна Майер

Автор о себе: В детстве я мечтала стать зоологом. В нашем дворе была всегда много собак и кошек, которых я подбирала на улице и приносила домой. Всем найдёнышам находилось место.

В 2002 году я вдруг начала писать стихи для детей: о животных, о жучках и паучках. В юности  не сумела отстоять своё желание стать зоологом, и моя мечта сбылась по-иному, через стихи…

 Майер, Н. Азбука в загадках / Н. Майер — Ростов-на-Дону : Издательский дом  «Проф-Пресс», 2017. – 6 с. : ил. Серия: Книжки на картоне цельнокрытые

 Яркая красивая «Азбука в загадках» Натальи Майер, в книге написаны не большие стишки-загадки, в скобках написаны отгадки.

Она имеет красивые красочные картинки, которые и являются отгадками к загадкам, ребенку сразу понятно, о чем идёт речь.

Майер Н. Муркина семья / Н. Майер — Ростов-на-Дону : Издательский дом  «Проф-Пресс», 2006. – 10 с. : ил.  Раздел: Для самых маленьких

Стихотворения про животных для самых маленьких.
Красочные цветные иллюстрации.
«Муркина семья» рассказывает о представителях семейства кошачьих. Яркие рисунки очень нравятся малышам.

 

Ученый-биолог и известная детская писательница Павлова Нина Михайловна.  О ней говорили, что пишет она зеленым пером, в котором помещаются все травы, которые есть на свете, все цветы и даже деревья. С веточками, листочками, гусеницами и птицами. Мы раскрываем её книжки – и вдруг цветы заговорили с ветерком, с насекомыми. И самое удивительное в этих книжках, что мы с вами нисколько этому не удивились, будто давно понимаем язык растений, крохотных животных и сами умеем говорить на их языке.

Павлова, Н. Загадки цветов : научно-художественная книга / Н. Павлова. – Ленинград : Детская литература, 1977. – 95 с. : ил.

 Вместе с ребёнком автор удивляется и радуется, смотрит на мир его глазами и потому видит в природе то, что может быть скрыто от других. Юного читателя непременно увлечёт жизнь растений, он сам поставит вопросы и пойдёт за ответом к растениям. Он обязательно почувствует, что прочитанная книжка зовёт его в мир неизвестного, в мир загадок природы.

Павлова, Н. Жёлтый, белый, лиловый / Нина Павлова; рис. В. Алфеевского. – СПб. ; М. : Речь, 2015. — 23 с. : ил. – (Любимая мамина книжка).

Сколько на свете разных цветов и травок! О чём они переговариваются друг с другом? Чем хвастаются, чему радуются, а от чего огорчаются? Какую историю расскажет подмаренник, гусиный лук или травка Пупавка? Легко и увлекательно написанные истории перенесут маленького читателя в такой знакомый, но полный загадок и неожиданных открытий мир разноцветных травок и их соседей.

На вопрос, как она стала писателем, Наталья Алексеевна Суханова отвечала историей из детства. В доме, куда переехала их семья, она нашла книгу. В ней не было ни начала, ни конца — страницы отсутствовали. Девочка решила, что книга волшебная, и сама придумала ей продолжение.

Так и повелось,  если скучная была книга – «додумывала» её так, чтобы было интересней – в её, конечно, понимании. То есть, она была писательницей ещё с детства, только мысленно.

Суханова, Н. В пещерах мурозавра: фантастическая повесть с приключениями / Наталья Суханова; рис. Н. А. Драгунова. — Ростов н/Д : Книжное издательство, 1978. – 128 с. : ил.

В книге рассказывается о мальчике Фимке, который решил пробраться в муравейник, чтобы подтвердить свои научные догадки. С помощью уменьшительных таблеток он так и сделал. На помощь «ученому» бросились его юные и взрослые друзья.

Суханова, Н. Сказка о Юппи/ Наталья Суханова; худож. Д. А. Брюханов. – Ростов н/Д : Книжное издательство, 1984. – 144 с. : ил.

Юппи, главный герой сказочной повести — маленький симпатичный зверек, исключительно редкий, прямо-таки единственный в своем роде, а потому очень одинокий. Он отправляется в путешествие, чтобы найти свою маму. И ищет ответы на очень серьезные и сложные вопросы.

ВЫБИРАЙТЕ НАИБОЛЕЕ ПОНРАВИВШИЕСЯ КНИГИ  И ЧИТАЙТЕ!

ЧТЕНИЕ КНИГ ДРУЗЬЯ — ЭТО УДИВИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ…

Урок мужества «Дедушкины медали»

Указом Президента Российской Федерации 2020 год объявлен Годом памяти и славы. Он проводится в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 Книги о той войне лучше, чем что-то другое, говорят о том, почему и как выстояла наша страна в смертельной схватке с врагом. Книги эти – не только реквием по павшим, в них заветы  ныне живущим.

Давно, уже много лет назад, закончилась Великая Отечественная война нашего народа против немецко-фашистских захватчиков. Страшная, очень тяжелая война. Много стран захватили тогда фашисты, но больше всего хотели они покорить нашу Родину.
Четыре долгих года длилась война. Через много боев и грозных сражений прошли советские солдаты, многие погибли в этой битве.
И вот в мае 1945 года над Берлином заалело наше великое знамя – Знамя Победы.
Мы победили. И солдаты вернулись домой отстраивать города, выращивать хлеб, налаживать мирную жизнь.
Много лет прошло с той поры…
Я иногда думаю о том, что вот мы спокойно каждый день ходим на работу, дети в – школу и в детские сады. Занимаемся разными интересными делами, играем с друзьями, веселимся, иногда грустим. Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, кто боролся за жизнь и не смог выжить? Давайте попробуем ответить на этот вопрос?
Часто ли мы вспоминаем о тех, кто воевал и не вернулся?
А что же мы должны делать, чтобы помнить о тех, кто воевал? (Чтить память, читать книги о войне, чтобы лучше знать тех, кто сражался.)
Правильно, чтобы помнить – надо читать, тем самым мы будем знать, уважать и события и тех, кто воевал. Посмотрите на эти книги.  Эти книги о войне. И я хочу познакомить вас с ними. Но не просто книгами, а с серией детских книг о войне.
Что означает слово «серия»?
Серия – это ряд предметов, которые обладают каким-то общим существенным признаком и объединены сходным назначением, поэтому и составляют одну группу.
Обычно книги одной серии однотипно оформлены и имеют свои отличительные знаки.
Перед нами серия книг «Дедушкины медали».

В этой серии рассказывается о событиях Великой Отечественной войны. На каждой книге нарисована медаль и, если вы прочитаете, то узнаете, за что данную медаль получил дедушка. Я расскажу вам сегодня о некоторых книгах этой серии.

22 июня 1941 года стало одним из самых трагических дней в истории нашей страны. В этот день фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. С этого дня изменилась жизнь всех советских людей. Прежние дни стали казаться светлыми, беззаботными, их называли «до войны». Новые дни обещали трудности и горе. По всей стране у военкоматов стали собраться люди, чтобы скорее получить оружие и отправиться на фронт бить врага.
Фашисты думали, что быстро победят, что война будет «молниеносной». И в первые месяцы войны они захватили немало наших городов и сел. Немцы уже было подошли к Москве. В письмах домой они хвастались, что видят в бинокль Кремлевские башни. Они везли с собой гранитные плиты, чтобы поставить в Москве памятник своей победе. И свой парад на Красной площади собирались устроить. Они были уверены, что вот-вот войдут в нее и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, с Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от нашей столицы. Об этом самом первом сокрушительном для фашистских войск сражении рассказывается в книге Сергея Алексеева «Они защищали Москву» (М., 1975).

В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить Ленинград. С первых же дней захватчикам было оказано отчаянное сопротивление. Почти два с половиной года войска Ленинградского фронта вместе с жителями героически отстаивали город. Об этом рассказано в книге Валерия Воскобойникова «900 дней мужества» (М., 1984).
Было тогда у фашистов намного больше, чем у нас, и танков, и самолетов. Воевали советские бойцы до последней пули, до последней гранаты. А с последней гранатой бросались под фашистский танк и взрывали себя вместе с танком. Женщины Ленинграда рыли глубокие траншеи через колхозные поля, окружавшие Ленинград. Не просто будет пройти вражеским танкам через такой ров! У женщин руки болят, ладони до крови стерты. Работают они с рассвета до заката, торопятся приготовить укрепления, даже еду им, как солдатам, привозят в полевых кухнях. Враги подошли вплотную к городу. Тогда призвало командование на помощь защитникам города ленинградское ополчение. Это были – рабочие и инженеры, профессора и спортсмены, артисты и шоферы – пожилые и молодые, все в одном строю.
Надеялись фашисты в один месяц захватить Ленинград. Но прошло три месяца с начала войны, а город продолжал гордо стоять.
Поняли фашистские генералы, что трудно взять Ленинград штурмом, решили заморить город голодом. Ведь город окружен со всех сторон. Только берег Ладожского озера остался свободным. Когда озеро замерзло настолько, что по нему можно было ездить машинам, через это озеро стали доставлять в осажденный Ленинград продукты для населения. «Дорога жизни» — так назвали дорогу в осажденный фашистами Ленинград через Ладожское озеро.

Враг направлял свои удары не только на главные города нашей страны Москву и Ленинград. Он вел наступление по многим направлениям, в том числе и на Кавказ и Крым. И ровно через месяц после начала войны вражеские самолеты уже бомбили город Одессу. Как защищали и обороняли этот город наши войска, рассказал в своей книге «Город отважных» (М., 1978) писатель Юрий Стрехнин.
Уже в начале августа было прервано железнодорожное сообщение города с остальной страной: враг окружил город. Все, кто мог держать в руках оружие встал на защиту города. Силы, наступающих на город, в 6,5 раз превосходили число его защитников. Фашисты торопились: ведь шел уже второй месяц войны, а по «Плану Барбаросса» (план молниеносной войны) к этому времени всё должно быть закончено. А Одесса и не собиралась сдаваться. Гитлеровское командование отдает приказ: во что бы то ни стало немедленно взять Одессу! Фашисты подошли уже совсем близко к городу. Он виден был даже без бинокля. Всего каких-то несколько километров отделяло фашистов от заветной цели. Да, линия фронта была уже совсем близко: до войны сюда ходили трамваи, и отсюда за полчаса одесситы добирались до центра города. Враг был у самых ворот города. Но пройти эти ворота он не смог. Потому что город жил, город сражался!
Защищая город, бойцы морской пехоты проявляли не только мужество, но и изобретательность, смекалку и находчивость. Все защитники этого города были отмечены медалями «За оборону Одессы».

В книге Владимира Богомолова «За оборону Сталинграда» (М., 1980 г) рассказывается о некоторых эпизодах Сталинградской битвы, о ее героях, о тех, кто боролся с фашистскими захватчиками за город на Волге и победил врага. Я остановлюсь лишь на одной главе из этой книги.
На главной площади Волгограда, площади Ленина, есть дом. До войны этот дом знали немногие – лишь те, кто жил в нем.
Теперь этот дом – знаменитый! В народе его называют Домом Павлова. Но у него есть и другое название – Дом солдатской славы!
Дом этот был тогда единственным уцелевшим домом на площади, недалеко от переправы, через которую в город поступало подкрепление нашим войскам. Фашистам удалось захватить этот дом. Расставив на этажах пулеметы и минометы, вражеские солдаты начали обстреливать наши позиции. Группе наших разведчиков под командованием сержанта Якова Павлова была поставлена задача: узнать, сколько в том доме засело фашистов, как к ним лучше подойти, можно ли их оттуда выбить. «Дом этот – очень важный объект в стратегическом отношении. Кто им владеет, тот держит под огнем весь район Волги…» — сказал разведчикам командир полка.
Глухой ночью отправился сержант Павлов со своими товарищами в разведку. Где согнувшись, а где ползком по-пластунски добрались они до крайней стены этого дома. Залегли, не дышат. Слушают. Оказалось, что в доме находятся человек двадцать немцев. Разведчики решили – будем действовать. Подползли они к дому с двух сторон, приловчились и швырнули в оконные рамы по гранате. Один за другим раздались сильные взрывы. Ошарашенные неожиданным нападением, фашисты выскакивали из подъездов дома, выпрыгивали из окон – и к своим. Разведчики открыли огонь из автоматов, пробились на второй этаж. Враги решили, что на них напал целый батальон. Побросали гитлеровцы все и – врассыпную. Разведчики осмотрели этажи во всех подъездах, убедились – ни одного живого фашиста в доме не осталось – и Павлов отдал команду занять оборону. Несколько раз гитлеровцы предпринимали атаки на дом, но все они были отбиты. Поняли враги, что потеряли важный объект, откуда они могут обстреливать Волгу и все наши позиции на берегу, и решили, во что бы то ни стало выбить из дома советских солдат. Подбросили свежие силы — целый полк. Но и наше командование укрепило гарнизон разведчиков. На помощь сержанту Павлову и его бойцам пришли пулеметчики, бронебойщики, автоматчики.
58 дней защищали этот дом-рубеж советские бойцы. Сержанту Якову Павлову было присвоено звание Героя Советского Союза. 
После победы наших войск под Сталинградом Советская Армия погнала врага с нашей земли.
Участники этой битвы награждены боевой наградой – медалью «За оборону Сталинграда», а город, он теперь называется Волгоградом, награжден орденом Ленина и Золотой Звездой Героя. Это – город-герой!

1414 дней и ночей продолжалась самая тяжелая и жестокая война. Закончилась она полным поражением фашистской Германии. О последних днях войны рассказывается в книге Сергея Алексеева из этой же серии «Последний штурм» (М.,1988 г).
Советская Армия освободила уже все европейские страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать некуда. Засели они в своем главном городе – Берлине. На улицах города они возвели баррикады, устроили завалы и заграждения. Каждый дом в городе стал настоящей крепостью, каждая улица – полем боя. Ударили наши войска по Берлину, с огромным трудом отбивают одну улицу за другой, один дом за другим, а фашисты все не сдаются. Как–то раз, во время уличного боя в городе, увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку…
Отгремела война. В Берлине, в одном из красивых старинных парков, советским воинам, всем тем, кто спасал и наш и немецкий народ от фашистов, был установлен памятник.
Холм. На холме пьедестал гранитный. На граните фигура солдата. Стоит он со спасенной девочкой на руках.
Не думал солдат, не ведал. А вышло – слава ему в веках. Бронзой поднялся он в небо.

В память о погибших в этой войне ни зимой, ни летом, ни днем, ни ночью не гаснет Вечный огонь у Кремлевской стены, а также в городах-героях и городах воинской славы.
Много жизней унесла война. Она не щадила не взрослых, ни детей. Если каждому погибшему посвятить минуту молчания, то люди всей нашей Земли будут молчать 30 лет.
Мы все — и взрослые, и дети — в долгу перед теми, кто не вернулся с войны, кто отдал свои жизни за то, чтобы жила Родина.
Чем можно оплатить этот долг? На такой вопрос есть только один ответ – любовью к Родине, готовностью защищать ее от любого врага, постоянным трудом на благо Родины.
И вы, мои маленькие друзья, знайте это и растите честными, трудолюбивыми, смелыми людьми, достойными своей страны.

Познавательный час «Опять над полем Куликовым». (К 640-летию Куликовской битвы)

А слава тех не умирает,
Кто за Отечество умрёт.

Добрый день, дорогие друзья! У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед, в которых русские  войска снискали почёт, уважение и славу.

   Одна из таких побед  была победа русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве.

   Это одно из самых выдающихся событий в истории России. 21 сентября 2020 года исполняется 640 лет со дня Куликовской битвы. Событиям этих дней мы посвящаем наш рассказ.

Отрывок из летописи: «Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

   Куликовская битва или Донское побоище — сражение между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией темника Золотой Орды Мамая. Битва состоялась 8 сентября 1380 года  на территории Куликова поля между реками Дон Непрядва и Красивая Меча. Теперь это район Тульской области, площадью около 10 квадратных километров.

Давайте посмотрим, как же  это происходило

Есть поле победы, широкое поле! Там ветер пустынный гуляет на воле! На поле курганы — гробницы костей: То грозное дело булатных мечей!

Давно там замолкли и крик, и удары, И высохли белые кости бойцов, Здесь русскою силой разбиты татары И здесь их обитель-ряд темных холмов!

Здесь гений России с улыбкой презренья, С высоких холмов на вселенну взирал. Он круг необъятный жезлом начертал То грани России, то наши владенья!

По легенде, утром в день битвы над Куликовым полем стоял густой, непроницаемый туман, который рассеялся только к двенадцати часам. Битва началась с поединка богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет монах Троице — Сергиева монастыря, до пострижения – брянский боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Когда Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой.

   Ранен был и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах  рядового воина, однако “большой полк” устоял. Натиск монголо-татар в центре был задержан. Ордынская конница обратилась в бегство и смяла копытами свою же пехоту. Мамай бросил шатер вскоре был убит.

   Предполагают, что мамаева рать была разгромлена за четыре часа.

   Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными, однако потери противника превысили русские. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней.

Герои и главные участники Куликовской битвы.

Великий князь московский и владимирский. Дмитрий Иванович Донской. Сын великого князя Ивана Ивановича Красного.

Дмитрий Иванович стал великим князем московским в 1359 году в девятилетнем возрасте, после смерти своего отца. Наставником и воспитателем Дмитрия становится митрополит Алексий.

В сентябре 1380 года под руководством князя и его воевод Мамаева орда была разгромлена на Куликовом поле. Дмитрий принял личное участие в сражении и, согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», был ранен.

Талантливый полководец и воевода

Владимир Андреевич Храбрый, младший сын князя Андрея Ивановича Серпуховского. Один из главных героев Куликовской битвы. Накануне сражения князь был послан во главе Засадного полка за Дон для прикрытия переправы русских войск. Вместе с другими воеводами расставлял полки перед Куликовской битвой. Владимир Андреевич с воеводой Боброком-Волынским командовал Засадным полком, внезапное вступление, в бой которого предопределило победу русских в этом сражении. За подвиги в Мамаевом побоище получил прозвища Храбрый и Донской.

Служилый московский князь

Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский,

сын литовского князя Кориата-Михаила Гедиминовича.  В день битвы участвовал в расстановке русских полков перед сражением. Вместе с князем Серпуховским командовал Засадным полком. Именно Боброк-Волынский выбрал момент для решающего удара Засадного полка, который вызвал панику среди ордынцев, что вызвало массовое бегство противника. После Куликовской битвы с именем Дмитрия Михайловича связывают основание Бобренева монастыря под Коломной.

Брянский и московский боярин, позднее монах Александр Пересвет.

Началу Куликовской битвы предшествовал поединок Александра Пересвета с татарским богатырем Челибеем (Темир-мурзой). «Съехались, ударились крепко, едва место под ними не проломилось, и пали оба с коней своих на землю ту и скончались оба». Позднее к этому эпизоду не раз обращались поэты, писатели, художники, писавшие о Куликовской битве.

Любутский и московский боярин, монах Старого Симонова монастыря Ослябя (Ослебятя), принял участие в битве со своим сыном Яковом. Согласно «Задонщине», Андрей предсказывает гибель Пересвету и своему сыну. Имя Андрея Осляби, как и имя Александра Пересвета, упомянуто на страницах «Сказания о Мамаевом побоище». Они вместе отправляются в поход на Куликово поле из Троицкой обители по личной просьбе Дмитрия Московского.

Два года после победы на Куликовом поле Русь не платила ордынцам дани, укрепилась роль Москвы как центра объединения русских земель в единое государство. Пройдёт ещё 100 лет, прежде чем Русь окончательно сбросит с себя ненавистное иго. Но нравственный перелом в сознании русских людей произошёл именно во время Куликовской битвы, 640-летие которой Россия отметила 21 сентября 2020 года.

События Куликовской битвы отразились во многих произведениях литературы. Самые известные из них — “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Главное в этих творениях – мысль о единстве Русской земли как основном условии победы над врагом.

Ребята соберите пазл.  И вы увидите портрет творца победы на Куликовом поле великого князя Московского Дмитрия Донского.

Он прожил короткую жизнь. Большую часть её провёл в походах и битвах. “Как кормчий крепкий, идя навстречу ветру, обходит волны… так и он правил своим царством. И умножилась слава имени его… и расцвела земля Русская в годы княжения его…” — так написано было о нем в летописи. А знаменитый русский историк В. Ключевский называл Дмитрия Донского национальным вождём Руси. Великий князь был отважным воином и мудрым государем. Но он был ещё и самым милосердным правителем своего времени. Не случайно позже князь Дмитрий Донской был причислен к клику святых Русской Православной Церкви.

И в заключении мы предлагаем вам посмотреть мультфильм «Лебеди Непрядвы»

Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

Сегодня Куликово поле – исторический район в Тульской области, сегодня эта местность носит статус государственного музея-заповедника, включающего в себя сразу несколько исторических памятников, а также современный экспозиционный комплекс. В честь великих событий прошлого на Куликовом поле ежегодно устраиваются военные реконструкции, организуются развлекательные мероприятия и средневековые турниры.