Читаем Альберта Лиханова. Громкое чтение

Альберт Анатольевич Лиханов – известный деятель, автор многих детских произведений, журналист, академик, лауреат множества наград.    

 13 сентября 1935 года, в обычной трудовой семье родился мальчик. Отец его, в самом начале войны ушел воевать в рядах добровольцев. Мать, медицинский лаборант, трудилась в госпиталях.  Детство мальчика прошло в городе Киров, где его и застали война, голод, лишения, вера в победу и ее ожидание. Вместе со своими сверстниками он занимался пошивом кисетов, участвовал во всевозможных конкурсах для раненых, выстаивал очереди за хлебом.  Все пережитое крепко закрепилось в его памяти и сердце. Школа и библиотека сыграли большую роль в жизни писателя, а бабушкины рассказы множества историй указали путь к книге.

Окончив школу, Лиханов начал обучение в университете города Свердловска по специальности журналист.  В 1958 году, после окончания обучения, Альберт возвращается на родину, и начинает трудовой путь в местной газете, проявляя в то же время талант в литературе.

  Главная тема его книг – становление юношеского характера подростка, формирование их мировоззрения, взаимоотношение со старшим поколением и учат, как человеку остаться человеком, сохранив в душе веру в доброе и прекрасное.

Литературная слава пришла к писателю в 70- Х годах, в этот период он стал одним из востребованных авторов у молодого поколения. Его  произведения переведены на 34 языка. Произведения Альберта Лиханова с удовольствием читают во многих странах, и это говорит о нем как о писателе мирового уровня.

Человек, имеющий неравнодушное сердце, посвятил достаточно много сил и времени для защиты детей. В 1989 году Лиханова избрали народным депутатом, что помогло сотрудничеству с Всемирной конвенцией по правам ребенка. Также писатель активно работает в Союзе писателей, поддерживает начинающих авторов, и является учредителем премий для педагогов.

 Лиханов сделал немало добрых дел для детей, в том числе сирот. По его инициативе были построены сиротские приюты, открыты центры реабилитации для детей с ограниченными возможностями и нарушениями в развитии, куда было вложено много титанических усилий.

В начале 2000-х Лиханова провозгласили человеком года, как в России, так и в Англии, Американский Биографический институт признал его своим пожизненным академиком. В копилке писателя множество разных наград.

 

«Хочется думать, что моим юным читателям, когда они столкнуться с первыми трудностями, книга в чем-то поможет преодолеть их, не падать духом, научиться твёрже стоять на ногах».

Альберт Анатольевич Лиханов наш современник, он живёт и работает в Москве. А родился в небольшом городке Кирове в 1935г. Свой литературный путь начал с журналистики. В течение тридцати лет был главным редактором молодёжного журнала «Смена». В 1987г. по инициативе А. Лиханова у нас в стране был создан Советский детский фонд – первая общественная благотворительная организация. А. А. Лиханов возглавил Детский фонд и не оставил этого почетного и трудного поста и сегодня. Однажды прикоснувшись к детской беде, он стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание, уделяя детям-инвалидам. Писатель организовал издание четырех журналов: «Путеводная звезда», «Божий мир», «Дитя человеческое» и «Зарубежный роман». Сегодня это известный писатель, книги которого издаются не только в России, но и за рубежом.

    Главная тема произведений А. Лиханова и главная его боль это судьба детей, оказавшихся в тяжких условиях жизни. И одним из таких тяжёлых условий для детей стала война. Военному детству посвятил А. Лиханов много произведений, которые собраны в книге «Русские мальчишки». «Русские мальчишки» – это роман, состоящий из 10 повестей. Эти повести связаны между собой и в них действует один и тот же главный герой. Дети в этих произведениях живут далеко от линии фронта. Но война обрушила на них не детские проблемы, страдания. И дети решают сложные вопросы добра и справедливости – как человеку оставаться человеком, даже в столь суровое трудное время. Горе учило чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто был рядом.

   Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны.

Заключительная повесть в романе называется «Последние холода»

Чтение отрывка

Вопросы для обсуждения:

1.В какое время происходит действие в повести?

2.Что представляло собой дополнительное питание и получилось ли Коле насладиться едой? 

3.Придя впервые в столовую №8, как Коля начинает по-настоящему ощущать, что такое война?

4.Кто такие «шакалы»?

5.Из всей массы детей, приходивших в столовую, писатель выделяет двоих. Им суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. Вспомните, как их зовут? Что известно об их судьбе?

6.Ребята давайте обратимся к тексту и найдём первую встречу Коли с Вадимом и Марией.

Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя, агрессивного и загнанного. Голод на время стирал в душе человека признаки человеческого. Нужно было обладать огромной силой воли, чтобы не растерять в себе самое ценное – порядочность, доброту.

7.С каким добрым поступком мы встречаемся в столовой?

8.Как вы думаете, ребята, что помогло Вадиму и Маше выстоять? Какие качества характера спасли детей?

Конец повести ожидается вполне счастливый. Сначала Вадиму и Маше пытается помочь Коля. Потом над ними берут опеку Колины мама и бабушка, наконец, школа, учителя. Дети получают талоны на дополнительное питание.

9.Чем заканчивается повесть?

10.Ребята как вы думаете, почему повесть называется «Последние холода»?

Ребята вот мы познакомились вас с творчеством  А. Лиханова. Но кроме книги «Русские мальчишки» А. Лиханов написал для детей ещё много книг. Это романы и повести: «Мужская школа» «Никто», «Сломанная кукла» «Благие намерения», «Солнечное затмение», «Чистые камушки», и др. А за роман «Мой генерал» А. Лиханов был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской. А. Лиханова затрагивает многие темы в своих произведениях. Это взаимоотношения близких людей, душевные переживания героев, дружеские отношения, но самое ценное и важное это милосердие и нравственность в человеке. И я хотела бы, что бы вы продолжили дальнейшее знакомство с книгами А. Лиханова.

К сожалению, сегодня мы смогли только прикоснуться ко всей многогранной деятельности Лиханова как литератора и общественного деятеля.

— Давайте постараемся определить основные задачи, которые решает в своей деятельности Альберт Анатольевич Лиханов.

— Актуальны ли они для России и нашего города? Почему?

— Что сейчас вы добавили бы к человеческому портрету А. Лиханова (земляк, современник, деятельный, неравнодушный человек)?

— Что значит быть неравнодушным? (Неравнодушный человек – это тот, который видит трудности, беды других и старается им помочь, человек дела).

— Давайте попробуем задать себе вопрос: А кто же я? Человек – зритель или человек-деятель? Скорее всего, что каждому трудно ответить на этот вопрос, потому что Добро Деятельное не кричит о себе, а тот, кто его дарит, делает это по зову души. Из маленьких добрых поступков – уступить место в транспорте, не пройти мимо плачущего малыша, подарить улыбку тому, кому плохо, — вырастают большие добрые дела.

Мы надеемся, что сегодняшнее встреча не оставила вас равнодушными.

— Что нового для себя вы узнали, познакомившись с произведениями А. Лиханова?

— Как вы считаете, стоит ли вашему поколению знакомиться с такими произведениями?

Связанные изображения: