Обзор литературы «Великие русские художники».

Творение человека, сделанное с любовью, превращается в волшебный мир образов. Люди с древних времен стали замечать, как меняется самочувствие в лучшую сторону, когда он слышит красивую музыку, наблюдает за интересными танцами, рассматривает привлекательные скульптуры или изображения.

Кропотливая работа над образами, будь то картина, музыкальное произведение, театральное представление или художественная литература нас побуждает ощущать этот мир по-новому — удивляться, созерцать, восхищаться и думать. Эту работу можно охарактеризовать одним словом – искусство.

Люди искусства выражают свои чувства и мысли необычным и непривычным языком. Художники могут рассказать нам о событии, не проронив ни слова. Для этого они используют язык живописи — краски. 

Живопись называют запечатлённой на холсте историей. В России живописное искусство издавна было тесно связано с историей страны, с бытовой и культурной жизнью её народа.

Артёмов В.В. Русские художники/Ил.Е.А. Комраковой, Н.В. Сучковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2003.-384с.

В очерках о русских художниках старшеклассники смогут найти много редких и интересных фактов по истории, обществоведению, географии, которые можно будет с успехом использовать при написании реферата, сочинения или подготовке к экзаменам. Рассказы о творческих судьбах художников и истории их картин, вошедших в сокровищницу мирового искусства, позволят расширить кругозор читателя.

Семенов О.С. Иван Билибин(Рассказ о художнике-сказочнике): Очерк.-М.:Дет.лит., 1986.-87 с.,ил.

Книга о творчестве русского советского художника Ивана Яковлевича Билибина (1876- 1942): о создании им поэтичных и красочных иллюстраций к русским народным сказкам и сказкам А.С.Пушкина.

Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи/Сост.и примеч.Г. Стернина.-Переизд.-М.:Дет.лит.,1984.-154 с., ил.

В настоящем издании представлены избранные статьи о живописи выдающегося российского художественного и музыкального критика, историка искусства, почетного члена Петербургской АН Владимирa Васильевичa Стасова (1824-1906).

Стасов был идеологом и активным участником творческой жизни «Могучей кучки» и Товарищества передвижников; выступал против академизма, за реализм и национальный характер искусства. Стасов создал множество монографий и статей о музыке, живописи, скульптуре, русских композиторах и художниках, а также трудов в области археологии, истории, филологии, фольклористики.

Китаева Л.. Иван Шишкин.Исторический роман.Издательство «Белый город».,2006.

Это история о русском художнике, которого современники называли царём леса.

Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке!

Час профориентации: «Послушай всех, подумаем вместе — выберешь сам» (в рамках проекта «Ориентир»)

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

В. Маяковский

Здравствуйте ребята, наша сегодняшняя встреча посвящена вам. Пройдет совсем немного времени, и вы будете выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?

Существует 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства.

Должность – это место, занимаемое человеком в организации.

Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда.

   В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными.

Однажды, на вопрос: «Что же такое счастье?» прозвучал такой ответ: «Счастье — это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой».

   Выбор профессии — один из шагов к взрослению, поэтому, чем раньше вы начнете пробовать себя в разных отраслях, тем более обоснованно и самостоятельно выберете свое будущее. Нельзя вдруг повзрослеть и начать выбирать профессию. Иногда такая установка отражает стремление человека оттянуть момент принятия решения. Поэтому уже в вашем возрасте пора задуматься о своей будущей профессии.

 «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается  только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого».     (Жюль Верн)                                                                                     

        Для того чтобы добиться успеха необходимо быть профессионалом своего дела. А что же такое профессионализм? Это высокая профессиональная подготовка для выполнения задач вашей деятельности. Но не так просты слагаемые профессионального успеха. Что мы еще должны добавить?
Думаю, любому профессионалу не помешает простое человеческое обаяние. Иногда кажется, что некоторые люди его просто излучают. Они легче решают любые проблемы. Умение общаться с партнерами, коллегами является следующим слагаемым нашего профессионального, а значит и жизненного успеха.
        У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин». Перефразировав ее можно сказать следующее: «Человек без улыбки на лице не должен начинать свой рабочий день».
        Говорят, что работая с животными, растениями и даже машинами, надо вести себя доброжелательно. А с людьми тем более, только тогда будет соответствующая отдача.

 Где в нашем городе можно обучиться той или иной специальности?

 В Ростове-на-Дону расположено большое количество учебных заведений.

Среди них есть  академии, университеты и институты, колледжи и др.

В академии обучают  узкому спектру специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия и т.п.

Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет.

Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов.

Со  всеми учебными заведениями вы можете познакомиться на страницах их  сайтов.  Помимо краткой информации, телефонов, адресов заведений, вы узнаете о специальностях, которым обучает в том или ином учебном заведении, а также  получить дополнительную информацию.

Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

   Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях.

        Подводя итог нашей встречи, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Спасибо, друзья за общение! Всего доброго, до свидания!

Праздник «Под семейным абажуром».

(Международный день семьи).

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Мария Лангер

   Добрый день, уважаемые гости, родители, дети! 15 мая во всем мире отмечается Международный День семьи. И сегодня вы заглянули  к нам в гости на праздник «Под семейным абажуром».

   Итак, что такое семья? Слово это понятно всем как слова «хлеб» и «вода». Семья – это дом, это папа и мама, дедушка и бабушка, это любовь и забота, печали и радости, привычки и традиции.

До начала ХХ века семья состояла из нескольких поколений. В ней были не только папа, мама, дедушка, бабушка, но и прадедушки и прабабушки. Жили дружно, друг другу помогали, старшие защищали младших, уважали старость. Семьи были большие и крепкие. Об этом свидетельствуют и народные пословицы.  Давайте их вспомним! Соедините пословицы!

   История праздника под названием Международный день семьи не очень богата на события и пока не обросла общими традициями и ритуалами празднования, да возраст у него чуть более 20 лет, что удивительно, ведь семья испокон века была и остается главным в жизни большинства из нас.

     Генеральная Ассамблея ООН, учредившая этот праздник в 1993 году, прежде всего, стремилась обратить внимание общественности разных стран на всё возрастающие проблемы семьи. По мнению парламентеров Ассамблеи, любая проблема и любой вред, нанесенный отдельно взятой семье, — это проблемы и боль одной большой семьи под названием человечество.

   Начиная с 1994 года, люди всего мира ежегодно в этот день проводят разнообразные мероприятия, посвященные проблемам семьи, вручают награды и поощрения, а также уделяют внимание малоимущим, многодетным семьям и людям, лишенным опеки.

    Также сложилась традиция посвящать Международный День семьи каждый год новой теме. При этом темы меняются в соответствии с проблемами, которые существуют в обществе. Например, начиная от нищеты и бездомности семей многих стран, и до баланса между выполнением семейных обязанностей и работой.

    Генеральный секретарь ООН ежегодно публикует свое послание, посвященное выбранной теме, и этим привлекает внимание общественности, а также отдает дань установленному празднику.

   О семье писали авторы всего мира, давайте вспомним некоторых из них.

   Викторина «Семья на страницах книг или книжные родственники» поможет вам   вспомнить и вернуть слова в название литературных произведений.

Празднование Дня семьи 15 мая, как правило, в цивилизованных государствах проходит достаточно громко, так как вопросы, связанные с ним, важны для развития стран.

   Самой главной проблемой в европейских государствах, обсуждаемой в Международный день семей 15 мая, является проблема рождаемости. Она более остро стоит и в странах с развитой экономикой. Как же европейские государства решают подобный вопрос? В основном за счет субсидирования. Так, например, во Франции, где рождаемость на самом высоком уровне среди европейского сообщества, действует программа под названием «Большая семья». Благодаря ей при рождении каждого последующего ребенка семья получает налоговые послабления. Так, семья с четырьмя детьми налоги государству почти не платит. В Германии также многодетная мама получает бонус от налоговой за каждого родившегося ребенка. В Швеции же получаемое пособие возрастает с появлением очередного члена семьи. Кроме этого, если семья признается малоимущей, то государство начисляет дополнительные субсидии.

В нашей стране каждый год 15 мая – празднуется проведением торжественной церемонии в Кремле. На ней вручают премию «Семья России». Многодетным семьям преподносят ордена «Родительская слава». Соответствующий указ об утверждении наград был подписан в Год семьи и, соответственно, выдается с мая 2008 года. Также в этот день по всей стране проходят различные фестивали, дискуссии, конференции, касающиеся института семьи. И на протяжении всего времени (уже несколько лет) проводится пропаганда ценности семьи и деторождения, которая постепенно приносит плоды. Во многих российских регионах за последние несколько лет отмечен рост рождаемости и превышение над смертностью.

  Правительство разработало весомую государственную программу, направленную на развитие поддержания семей в нашей стране. В первую очередь государство поддерживает те семьи, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Так, важным направлением в программе является оказание помощи одиноким пенсионерам и детям, у которых нет попечителей. Успешно проводится политика по увеличению рождаемости и поддержке многодетных семей. Например, реализована программа «материнский капитал», в которой за рождение ребенка выдается целевой сертификат, причем сумма эта каждый год индексируется на процент инфляции (если сертификатом еще не воспользовались). Или другая – предоставление участка земли под строительство жилья при рождении третьего ребенка.

В международный день семьи у жителей нашей планеты появился лишний повод собрать всю семью вместе, поговорить и, возможно, это поможет разрешить какие-то конфликты и добавить в семейную копилку приятных воспоминаний.   

  Как же принято отмечать замечательный День семьи?  В Европе в основном в этот день кооперируются по нескольку фамилий и совершают веселый поход на природу или идут в ресторан. Но нам кажется, это как-то не по-русски. Скорее всего, современная российская семья выбирает общий праздничный обед, на который приглашаются любимые бабушки и дедушки, дяди и тети.

   Давайте дружно всей семьёй вспомним сказки и ответим на вопросы  

викторины.   

   А еще русские семьи сильны своей памятью, поэтому в день семьи для россиян хорошей семейной традицией считается составление родового древа, архива или обыкновенного альбома фотографий, в который вносятся разного рода памятные для семьи записи.

   Нам знакома одна семья, которая в конце каждого учебного года вручала своему младшему  члену семьи конверт, с тремя лучшими за истекший год фотографиями и письменными пожеланиями на лето. А потом все эти конвертики сложились к его 18-летию в один большой – и совершенно уникальный! – выпускной альбом. Так что лучшего подарка, наверное,  на последний звонок и пожелать было нельзя! Разве такое забывается?

В обыкновенные будни хорошей традицией может стать общее чаепитие по вечерам или интересная для всех настольная игра перед сном.

Семейная колыбельная, подарки по утрам в день рождения, украшение новогодней елки игрушками, сделанными своими руками, — незаменимые и самые важные для любой семьи традиции. Именно семейные праздники, поддержка традиций, а главное, время, проведенное вместе —  помогают членам семьи быть ближе и понятнее друг другу.

Как бы вы и ваша семья ни встретили Международный день семьи, главное, чтобы вы были все вместе и наслаждались данным обстоятельством!

Древняя мудрость гласит: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство, и держится оно на любви». Пусть в ваших семьях всегда царят любовь, гармония и взаимопонимание, пусть все задуманное воплощается в жизнь и каждый новый день приносит только радость! Международный день семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной. Семья нужна каждому человеку. В семье вы учитесь постигать секреты общения между людьми, учиться любви и заботе. Через семью от одного поколения к другому передаются мудрость и знания.

 Давайте посмотрим, как в шуточной форме нам это показывает  юмористический журнал «Ералаш». «Папа, мама, я — дружная семья»

   Друзья, мы предлагаем вам познакомиться с другими семьями. Узнать как у них дела, чем они увлекаются? Эти и другие истории о семье можно прочитать в книгах, которые есть в нашей библиотеке.

У белорусского  журналиста Артура Пырко есть замечательные слова :

«Семью сплотить сумеет мудрость книг…»

 

Всего доброго, до новых встреч!

Исторический час «Он нес Руси святое Знамя» (к 800-летию со дня рождения А. Невского).

 

Здравствуйте, ребята!

Есть в русской истории славное имя – Александр Невский. Он вошел в историю как защитник отечества, полководец и хранитель православной веры.

       В 2021 году Россия отмечает знаменательную дату — 800-летие со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

Издавна его называли ангелом-хранителем Русской̆ земли. С его именем связаны героические страницы прошлого нашей̆ страны, борьба Руси против иноземных захватчиков, за православную веру. Не случайно, он был причислен Русской̆ Православной̆ Церковью к лику Святых. Его жизни и ратным подвигам во имя Отечества посвящено наше мероприятие.

А кто же такой Александр Невский и чем он прославился? Об этом вы узнаете далее.

Александр Ярославович Невский родился  13 мая 1221 года в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии  в городе Переславле (ныне Переславль-Залесский). Город расположен на берегу большого и живописного озера Плещеево. Новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный своей храбростью, назвал своего второго сына красивым, мужественным именем Александр, которое по-гречески означает защитник людей.

Раннее детство Александра Невского прошло там же в Переславле на княжеском подворье. Уже с трёх лет мальчика отлучили от матери, княгини Феодосии, и передали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре его начали учить грамоте, письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.

Наставники и учителя приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Княжич изучал прошлое всех земель Руси. Важным  было изучение ратного дела. Будущий полководец познавал науку командования дружиной: как водить её в походы, вести разведку, становиться укреплённым лагерем, устраивать врагу засады, строить войско в битвах. В пятнадцать лет Александр принял участие в успешном походе отца против немецких рыцарей-крестоносцев.

Юный Александр начал княжить в Новгороде с 1228 года в возрасте 16 лет  вместе со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А с 1236 года  Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. Отец наставлял Александра:  “Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”.

Свои военные победы князь Александр Невский одержал в молодости. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Давайте вспомним основные битвы и сражения Александра Невского.

«Невская битва»

В 1240 году шведы объявили войну Новгороду.

Летом шведский отряд на ста кораблях вошёл в устье реки Невы. Войско возглавил князь Биргер. Он отправил князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.

15 июля 1240 года, войска  князя Александра незаметно подошли к вражескому лагерю, и внезапно напали. Началась битва. Благодаря  мужеству, смекалке, отваге и храбрости молодого полководца, уже вечером  шведы были полностью разбиты. Они бежали, а новгородцы преследовали их.

Русское войско вернулось с победой в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание — Невский. Ему  не было тогда еще и двадцати лет.  Победа на берегах Невы была блестящей. Радостная весть разнеслась по всем русским землям. То была первая победа над чужеземцами после страшного Батыева нашествия.

«Ледовое побоище»

В 1242 году зимой началась война с немецкими рыцарями, которые  гордо заявляли, что «подчинят себе весь славянский народ». Они хотели уничтожить православие на Руси и обратить русский народ в католическую  веру.

Молодой князь Александр Невский (ему в то  время было всего 22 года) в этой битве проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари идут на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, князь расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна, так как  враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. Силы были примерно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.

Немецкие рыцари для атаки выстроились в форме тупого клина, который русские назвали «свиньей». Такое построение не раз помогало рыцарям прорывать строй противника и разбивать его по частям. Но Александр Невский обманул  врага. Он сосредоточил основные силы не в центре, куда была обращена основная мощь рыцарей, а на флангах. Это позволило ему окружить и уничтожить противника.

Победа в Ледовом побоище прославила Александра Невского как великого полководца Руси. Говорят, что тогда-то он произнёс слова, ставшие на Русской земле пророческими: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. А в это время с востока подступал на Русь второй сильный противник — монголо-татары. Называли их Золотой Ордой.

Нелегко жилось на русской земле под ордынским гнетом. Но Русь еще не была готова победно восстать против ханов Золотой Орды. Приходилось платить большую дань, отбивать многочисленные набеги степняков. Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана Батыя. Он со смирением согласился платить дань Орде. Этим спас много жизней. В этом и состояла великая мудрость князя.

Однажды, возвращаясь из Орды, домой, князь тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, святой Александр попросил постричь его в монахи. Так он стал монахом с именем Алексий. 14ноября (21 ноября)1263 года князь Александр скончался.

Князь Александр Ярославич, прозванный Невским, прожил всего 43 года.

 

Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова:

…Его власы до стройных плеч,

Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой —

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…”.

(«Александр Невский» худож.П.Корин).

Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых.

По приказу Петра I в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами.

В годы Великой Отечественной войны в 1942 году в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.

За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны с фашистами тысячи воинов были награждены орденом Александра Невского.

В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон «О днях воинской славы России». Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков.

А также много интересного и познавательного о Александре Невском вы найдете в книгах:

Имя Александра Невского прочно вошло в историю нашей страны и стало символом славы честного служения Родине. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском и называет его «именем России».

В заключение,  мне хочется вам пожелать, ребята, стать настоящими защитниками Отечества и патриотами своей страны.  

А сейчас ответьте на вопросы викторины «Руси хранитель верный».

 

 

 

Громкое чтение БаруздинС. А. «Сложное поручение».(В рамках акции «Читаем детям о войне».)

#АкцияЧитаемДетямоВойне2021

Шёл солдат по своей родной земле. За ним была страна —

самая огромная и великая. С ним был народ — самый сильный.

Значит, победит солдат фашистов. Победит он, советский солдат!

«Шёл по улице солдат» Сергей Баруздин

Жил-был папа,

Очень добрый,

Только поздно приходил

И носил домой работу.

Этим маму он сердил.

   Эти строчки принадлежат советскому писателю и поэту Сергею Баруздину. Простые и безыскусные, но в то же время теплые, как летний дождь, они надолго остаются в нашей памяти.

Сергей Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве в семье советского служащего, Алексея Александровича Баруздина. Мать, Елена Дмитриевна, работала бухгалтером. Сосед Баруздиных по квартире, профессор, любитель поэзии, разрешал свободно пользоваться своей библиотекой. Сергей увлекся поэзией, начал сочинять стихи; одно из его стихотворений было опубликовано, а затем перепечатано «Пионерской правдой». Одиннадцатилетний мальчик был направлен в литературную студию Московского дома пионеров. «Вот уже почти четыре года этот дом был заветной несбыточной мечтой московских мальчишек и девчонок. Несбыточной потому, что он был единственным в Москве и даже, может быть, во всей стране. И попасть в него было труднее трудного», — через многие годы мысленно возвращаясь к своему отрочеству, вспоминал писатель. Стихи и заметки Сергея Алексеевича часто публиковались на страницах детских газет и журналов, звучали в радиопередачах.

Все изменилось, и привычный мир рухнул за несколько часов, когда началась Великая Отечественная война. Через несколько месяцев после начала войны погиб отец. Горе и смерть стремительно ворвались в мир Сергея. Он работал в типографии, рыл окопы на улицах города, по ночам дежурил на крышах, гася немецкие «зажигалки».

Ему было всего 14 лет, и Сергей, конечно же, рвался на фронт, но туда его по понятным причинам не брали. Через год после начала войны, приписав себе пару лет, он уже воевал в артиллерийской разведке, участвовал в обороне Москвы, брал Берлин и освобождал Прагу. Был награжден орденами и медалями. Дороже всех других наград была медаль «За оборону Москвы».

 «Отечественная война сформировала меня и как человека, и как литератора. И она остается и всегда останется моей главной темой и в книжках для самых маленьких, и в стихах и прозе для взрослых…», — писал позднее С. А. Баруздин в своей автобиографии.

После возвращения к мирной жизни он работал в редакции журнала «Пионер». После выхода в начале 50-х годов первых книг для детей С. Баруздин, не имеющий даже среднего образования, был сразу принят в Союз писателей. Сдав экзамены на аттестат зрелости, в 1958 году он досрочно с отличием окончил отделение Литературного института им. М. Горького. В 1956 году С. Баруздин перешел на работу в Союз писателей, где и трудился на разных постах долгие годы. В 1966 году был назначен еще и главным редактором журнала «Дружба народов». Несмотря на то, что ему было всего 39 лет, и он был очень молод  для такой должности.

   

   Писатель скончался 4 марта 1991 года после тяжелой, продолжительной болезни и был похоронен в Москве, на Введенском кладбище.

Во время войны солдату одной из советских частей, расположенных на окраине немецкого городка, было поручено утихомирить голодных, беспризорных питомцев зоопарка, среди которых – раненный бегемот.  Давайте послушаем, как была выполнена эта нелёгкая задача. 

   Друзья давайте ответим на вопросы по рассказу С. Баруздина «Сложное поручение»

   Книги этого удивительного писателя интересны и сегодня.

Ведь все его творчество озаряет теплый свет человечности и любви к людям. Он не читал морали и проповеди, он показывал и своим творчеством, и своей жизнью, как надо жить, чтобы хорошо было не только себе, а всем людям вокруг. Его называли настоящим другом детей. За всю свою жизнь писатель написал более 200 книг для детей и взрослых. Общий тираж его произведений составляет около 100 миллионов экземпляров. Книги выпускались примерно на 70 языках мира. Его творчество высоко оценивали Лев Кассиль, Константин Симонов и др.

Сергей Алексеевич Баруздин был участником Великой Отечественной войны. Давайте вспомним страницы истории нашей Родины и ответим на вопросы викторины «По страницам истории».

До новых встреч!

Урок мужества «Нам жить и помнить подвиги отцов». День Победы.

Здравствуйте, дорогие друзья! 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась самая жестокая и кровопролитная война в истории — Великая Отечественная война. Только ценой нечеловеческих усилий, доблести и храбрости наших солдат, самоотверженности тружеников тыла, наш народ выстоял и победил фашизм! 9 мая 1945 года — день, когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. В этот день официально закончилась Великая Отечественная война, длившаяся почти 4 года. Именно 9 мая наша страна отмечает самый главный праздник – День Победы!

Это было долгожданное и радостное событие не только для армии, разгромившей врага, но и для всех людей, работников тыла, которые дни и ночи упорно трудились, чтобы обеспечить воинов всем необходимым.

Сегодня мы склоняем головы перед памятью миллионов погибших защитников Отечества, чей подвиг привёл к победе над врагом. Вечная им слава! Вечная память!

Давайте соприкоснёмся с внутренним миром человека, солдата-воина. Ведь прежде всего – это чей-то отец, сын, брат, у которого война отняла возможность мирно жить, учиться, работать и находиться рядом со своими близкими.

Кончалась жаркая, июньская ночь, уже поднималась заря нового дня – воскресенья 22 июня 1941 года. И в это время тысячи гитлеровских солдат, многие сотни самолётов, танков пересекли границу нашей Родины.

Разрушая и уничтожая, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути, двигались фашисты на территории России к её сердцу – Москве.

Наш народ поднялся на защиту Отечества, и поэтому война получила название Отечественной. Уходили на фронт отцы, братья, сыновья. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у советских воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.

Война. Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. Но война – это не только тяжёлые, кровопролитные бои, решающие сражения. Война – это тяжёлый, изнурительный, непрекращающийся труд людей в тылу. На заводах по изготовлению снарядов, оружия, одежды для армии. А ведь мужчины были на фронте, места у станков заняли их жёны и дети, старики, те, кто не мог уйти на фронт. Главным для них стал труд. Жили впроголодь, недоедая, не отдыхая, забыв о себе. «Всё для фронта, всё для победы!» – главный лозунг тех дней.

Не будем забывать. Что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномёт – грозное оружие, которого панически боялись враги. И об этом была сложена песня.

Издательство Рыбинска выпускает книги к юбилею Победы | Темы

Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти 4 года – 1418 дней и ночей – шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Великая Отечественная… В боях за отчий край стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках, защищали каждую пядь земли.

Давайте вспомним, как это было…

Война оставила след почти в каждой семье. Более 20 миллионов своих сыновей и дочерей потеряла наша страна. В руинах оказались 1710 городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень. Взорвано, разрушено около 32 тысяч промышленных предприятий.

Сколько могил Неизвестного солдата в нашей стране? Много. Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом, не допускать войны и принесённого ею горя.

Минувшая война была страшна ещё и тем, что фашисты не щадили никого: убивали детей и женщин, сжигали целые деревни, пытались уничтожить всё население страны.

Презентация к 9 Мая для детей дошкольного возраста

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества и праздник каждого человека.

Да, то майское утро было проникнуто ликованием. Но сквозь него проступала скорбь. Люди остро чувствовали потерю близких, знакомых и незнакомых; тех, кто умирал под фашистскими пулями и снарядами, пытками в концлагерях, в блокадном голоде, в сожжённых деревнях. Их убила война…

Это ликование и эта скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение.

День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас, и мы обязаны помнить об этом. Наша память не должна ослепнуть!

А узнать больше о Великой Отечественной войне, можно в книгах, которые есть в нашей библиотеке!

Книги о войне, которые нужно читать и обсуждать вместе с детьми | CHIPS  Journal

Викторина «Дорогая сердцу книга о войне».

Наше мероприятие, посвященное Дню Победы, подошло к концу. Благодарим всех за внимание!

Информационный час: «Люди так не делятся»(Международный день борьбы за права инвалидов)

ТРУДНОСТИ ИСЧЕЗАЮТ,

                     ЕСЛИ СМЕЛО ИДТИ

                                       ИМ НАВСТРЕЧУ

                                                     (Писатель-фантаст А. Азимов)

Когда я собирала материал к сегодняшней встречи, на душе стало как – то не по себе. Странные чувства… смешанные одновременно с болью и сочувствием. Жалостью и удивлением. И каким – то щемящим чувством вины. Вины за то, что я здорова, у меня есть руки и ноги, я вижу мир вокруг меня, а они  нет. И вместе я тем появилось  чувство восхищения за то, что люди с ограниченными возможностями могут и умеют радоваться жизни и живут,  хоть  и  своей особенной, но полной жизнью.

Я хотела, чтоб синяя птица

вдруг присела ко мне на плечо.

И чтоб сердце сильней стало биться,

и чтоб душу мою обожгло.

Обожгло бы её добрым светом,

растопило бы холод и боль.

А потом, пусть мечта улетела б,

увела бы меня за собой.

(Л. Трифонова)

– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует. У кого-то есть две руки, и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но, к сожалению,  бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две,  но одна рука почти не может двигаться. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.

— Нашу сегодняшнюю встречу я бы хотела начать с прослушивания одного великолепного музыкального произведения.

Людвиг ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Когда к 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко выходить из дома. Но глухота не воспрепятствовала сочинению музыки. Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним концом к передней панели фортепьяно. Зажимая другой конец палочки зубами, он «чувствовал» издаваемый инструментом звук благодаря передающейся по палочке вибрации. Именно в этот период  жизни композитора приходится написание самых великолепных произведений, одно из которых названное «К Элизе» вы прослушали.

   А теперь давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир поэзии, и послушаем стихотворение из фильма «Клеймо» написанное девушкой, которую зовут Соня Шаталова.

У Сони Ранний Детский Аутизм. Тяжелая форма. Соня не может говорить. Даже писать она может только тогда, когда её руку поддерживают. У неё множество проблем с простейшими житейскими обстоятельствами, которые обычный человек даже не замечает и не ценит по достоинству. И вместе с тем Соня — личность. Это глубокий человек, обладающий незаурядным умом, острым восприятием жизни и даром слова.

Взгляните на эти картины.

Автором этих картин является Элисон Лаппер.

Родившаяся без рук, она стала символом человеческой красоты и невероятной жизненной силы. Знаменитой художнице, поставлен памятник на Трафальгарской площади в Лондоне.

— Я просто природная аномалия, — шутит Элисон.

когда в Лондоне Лаппер открывала выставку художников-инвалидов, её сын стоял рядом с мамой, бережно укрывая от дождя зонтом. Ее судьба, ее радость, ее руки…

 В три  года Мария  Верди, ребенок,  рожденный с травмой  спинного  мозга, поняла, что больше всего на свете хочет танцевать.  Ее  мать,  профессиональная танцовщица, не  верила, что дочери  удастся объединить столь  несопоставимые  вещи: танцы и инвалидную коляску. Мэри  училась грациозно вращаться  и делать изящные движения.     Она сумела осуществить свою мечту и стала балериной, создав театр артистов-подвижников, в котором, артисты-инвалиды танцуют вместе с молодыми, здоровыми артистами и не уступают им ни в экспрессии, ни в выразительности.

Еще один пример расширения возможностей, Посмотрите и послушайте.

Незрячая от рождения, Диана Гурцкая стала младшим, четвёртым ребенком в многодетной семье. Окончила школу-интернат для незрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. В 10-летнем возрасте дебютировала выступлением в Тбилисской филармонии. Окончила эстрадное отделение московского Музыкального училища имени Гнесиных. Студентка Российской академии театрального искусства (ГИТИС). Диана представляла Грузию на международном конкурсе «Евровидение 2008». Стала первой незрячей певицей из Восточной Европы, принявшей участие в Евровидении. Диана – одна из создателей и председатель Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца». По инициативе Дианы в Москве Фондом проведён Международный фестиваль «Белая трость: толерантность, равноправие, интеграция», участниками которого стали незрячие и слабовидящие юные артисты из разных стран.

   Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть  зубы  и напрячь  все  силы, но  покорить  свою вершину,  — сказали  участники экспедиции:  Андрей Козуб, Вячеслав  Суров  с  нарушением опорно-двигательного  аппарата,  Владимир  Глухов  — плохо  видящий,  Михаил Веселов  и Валентин Прикащиков — плохо  слышащие, плюс девушка-инвалид Ольга Рунцевич — единственная женщина среди всех. Высота этой вершины 5895 метров.

Что тут сказать, если даже для здоровых и физически развитых людей это очень трудно. Их транспортные средства не предназначены для таких походов, поэтому была придумана специальная коляска. Она четырехколесная. — Ощущения непередаваемые, я в диком восторге, — поделился  впечатлениями один из героев. —  Я живу на втором этаже и выше никогда не поднимался. А тут такая красота.  Хотя пришлось, конечно, потратить немало сил, чтобы покорить гору. Руки сильно устали.

   И тем не менее люди  с ограниченными возможностями  подняли  флаг России, доказав тем самым не только себе, но и всем скептикам, что сила духа преодолевает все.

   Среди таких людей очень много олимпийских спортсменов. Они участвуют в Олимпиаде, специальной олимпиаде, которая называется Параолимпийская олимпиада (или параолимпийские  игры).

 Олимпийский стиль игры для спортсменов с инвалидностью был впервые организован в Риме в 1960 году. Основатель параолимпийского движения, выдающийся нейрохирург Людвиг Гуттман (1899—1980), родился в Германии. Используя свои методики, Гуттман помог многим.  Важное место в этих методиках отводилось спорту.

Спортсмены с ограниченными возможностями занимаются  почти всеми видами спорта… Параолимпийские игры всегда должны проходить в тот же год, что и Олимпийские игры. В 2014 году Соревнования Параолимпийских зимних игр в Сочи прошли по пяти зимним видам спорта:

  • Горные лыжи

  • Биатлон

  • Лыжные гонки

  • Следж-хоккей на льду

  • Керлинг на колясках

Об  этих людях можно смело сказать, что они, несомненно,  талантливые, смелые, особенные и т. д.

И совсем не получается назвать этих людей ограниченными.

(Если только в плане здоровья)

Что же означает слово «инвалид»?

Слово «инвалид» произошло от латинского «in» — не (отрицательная приставка) и слова «valido» — ценный. То есть данное слово переводиться как «не имеющий ценности».

— Стоит ли так называть людей?

  В настоящее время около 10% населения мира, или 650 млн человек, являются инвалидами. Работающие инвалиды трудоспособного возраста составляют 26% из общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

            Специальные рабочие места оснащаются преимущественно для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сердечно — сосудистой системы, слуха, зрения, имеющих нервно-психические и онкологические заболевания.

Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны. Между тем, свою особенность они ощущают уже в детские годы, когда понимают, что не могут, к примеру, просто так выйти во двор.

Стихотворение от имени людей с ограниченными способностями.

С НАМИ ВЕРА, НАДЕЖДА И ЛЮБОВЬ.

ХОТЬ КАЖДЫЙ ШАГ ДАЕТСЯ НЕЛЕГКО НАМ,
ХОТЬ КАЖДЫЙ ЧАС – ПАДЕНЬЕ И ПОДЪЕМ,
ПОД ЭТИМ СТАРЫМ СИНИМ НЕБОСКЛОНОМ
МЫ ЛЮБИМ ЖИЗНЬ, И ЖИТЬ НЕ УСТАЕМ.
ПОРОЙ БЫВАЕТ – ЖИЗНЬ СДАЕТСЯ ЧЕРНОЙ,
И НЕ В ТУМАННОМ СНЕ, А НАЯВУ,
НА ДНО НЕВЗГОДЫ ТЯНУТ, НО УПОРНО
МЫ ВСЕ ЖЕ ОСТАЕМСЯ НА ПЛОТУ. 
МЫ НЕНАВИДИМ, ЕСЛИ НАС ЖАЛЕЮТ,
И В ТРУДНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СВОЕЙ
СТАНОВИМСЯ СИЛЬНЕЙ И ЗДОРОВЕЕ
ПРИ ПОМОЩИ ЕДИНСТВА И ДРУЗЕЙ. 
ТАК НЕ ПУГАЙ НАС, ТРУДНАЯ ДОРОГА.
ЛЮТУЙ ЗИМА. ГРОЗОЙ ГРОЗА ГРЕМИ.
ДРУЗЬЯ, МЫ ВМЕСТЕ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ МНОГО,
ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ НА ЗЕМЛЕ ЛЮДЬМИ.
СЛОМАТЬ НИКАК НЕСЧАСТЬЯ НАС НЕ МОГУТ,
НЕ СТЫНЕТ НА МОРОЗЕ НАША КРОВЬ,
ПРИХОДЯТ ВОВРЕМЯ ВСЕГДА К НАМ НА ПОДМОГУ
НАДЕЖДА, ВЕРА, МУДРОСТЬ И ЛЮБОВЬ!

                                               Сергей Ольгин

Мы должны помнить одну простую истину: Поступай с другими, так¸ как  хочешь, чтобы поступали с тобой!

В словаре Ожегова дано  такое определение этому слову: “Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

В нашей библиотеке вы можете познакомиться с книгами, в которых раскрывается тема общения с людьми не похожими на вас,  они интересны своими историями.

Очень надеюсь, что после сегодняшней встречи некоторые из вас пересмотрят свое отношение к людям, в судьбе которых произошло  горе. Никто  из нас от бед не застрахован. Пожалуйста – будьте терпимее и добрее, помогайте добрыми делами или словами! Не оскорбляйте, не издевайтесь, не обижайте, ведь люди с ограниченными возможностями ничего от нас и не требуют…, кроме одного: чтобы к ним относились как к равным, они тоже ЛЮДИ, хоть и не похожи на других! Они имеют право на полноценную жизнь в  обществе: заниматься спортом, учится в обычных школах, посещать театры и магазины, гулять по улицам, мечтать и танцевать, купаться в море и отдыхать в кафе! И наша с вами задача – убрать все барьеры  на их таком тяжелом пути, и это в наших силах!

Фольклорный час «У казачьего плетня»

Наши предки – казаки

Нам завет давали,

Чтоб традиции отцов мы не забывали,

Чтобы землю берегли не жалея жизни,

Чтоб любили край родной и свою Отчизну.

(В. Шефнер)

Проведём мы сегодня нашу встречу на очень интересную тему – о  донском казачестве, о его обычаях и традициях, песнях, истории. Каждый из нас, кто живёт на этой славной земле, должен знать её историю, гордиться своими предками. Только после этого можно по–настоящему глубоко и преданно любить Великий Тихий Дон.

   Кто же такие казаки?

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки — это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз, казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине — красная форма.

Удалые казаки

 

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут,

Казаки давно живут.

 

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

 

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

 

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

 

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

верный конь — для седока,

 

Без ухи и без добычи

Не прожить – таков обычай.

И ещё — готов казак

За Россию постаять.

 

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет –

Удивит любой народ.

 

Есаул, односельчане,

Атаман и хуторяне –

Все равны перед законом

И разумным Божьим словом.

 

Православный, удалой,

Наш казак всегда герой.

А казачка – вот краса:

Стройный стан и плюс коса.

 

Сколько сказов и присказок

Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый

И недаром на Руси

Всем знакомы казаки.

                           (Н. Дик)

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня.

Позже городки стали называться станицами.

— Да и сейчас в нашем крае сущестуют станицы:

-Тацинская

-Боковская

-Вешенская

-Казанская

-и др.

У казаков существовали специальные обряды при закладке дома.
— На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось».  На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень — двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

Это спасало от разливов рек.

На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Отличительной особенностью всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.

Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек.

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

 

 

О казачестве всегда

Слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани

Казаки поныне славят

Свою волю, власть народа.

Соблюдают очень строго

Десять заповедей святых.

Изучи, дружочек, их.

Заповеди казаков.

  • Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
  • По тебе судят по всему казачеству.
  • Служи верно, своему народу, а не его вождям.
  • Держи слово! Слова казака дорого.
  • Чти старших, уважай старость.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни воля – не своеволие!
  • Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость.
  • Помни! Храбрые всегда добрые, потому что они сильные.
  • Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий.

 

Ребята, а вы согласны с заповедями которые были у наших предков?

Воспитание мальчика

С трёх — пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили тоже с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Воспитание девочки

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться.

Казачьи ремёсла

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, обработка металла.

Казаки занимались виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством.

Давайте проведём викторину «Собери пословицу».

Казачьи пословицы.

— Мы знаем, что казак – это отличный воин. По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

 

— Наша встреча подошло к концу. Закончить мне её хочется стихотворением Гарнакерьяна Ашота Георгиевича (4.08.1907, Ростов-на-Дону – 26.12.1977, Ростов-на-Дону), поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих стихотворениях и поэмах, посвященных революции, партии, миру, героям Великой Отечественной войне, советским труженикам, любви, природе, всегда оставался оптимистичным.

 

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».

Информационный час «Чернобыль-зона памяти». День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы вспомним одну из самых страшных трагедий человечества – Чернобыльскую катастрофу, унесшей тысячи жизней.

Этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа.

Ровно 35 лет назад, для людей началось самое страшное — ликвидировать последствия самой крупной техногенной катастрофы за всю историю человечества. Сегодня мы вспомним людей погибших в тот самый день, которые тушили пожар и потом скончались мучительной смертью.

Это случилось в тогда еще нашей стране, Союзе Советских Социалистических Республик (так раньше называлась Россия), а ныне Украине, одной из бывших советских  республик .

Чернобыль – это страшная беда, которая обрушилась на многие народы мира. Но особенно пострадали миллионы жителей Беларуси, Украины, России.

В 1972 году прямо возле Чернобыля начали строить самую мощную в СССР атомную электростанцию. К 1985 году уже закончили строить четыре энергоблока и начали строить пятый. Ночь 26 апреля 1986 года не предвещала ничего плохого. На АЭС проводили эксперимент по допустимой нагрузке. Работники станции отключили все системы предохранения реактора от взрыва. Они были уверены, что ничего страшного не случится.

Редчайшее фото тушения пожара 26 апреля 1986 года.

В 01час 23 минуты ночи 26 апреля 1986 г. весь мир «вздрогнул» от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. В ту ночь раздалось 2 взрыва. Работники станции не поняли, что произошло. Они видели, что случилась страшная авария, но надеялись, что реактор цел, а взорвалось что-то другое. Все остались на своих постах и пытались исправить ошибки, спасти станцию. Люди не жалели себя и старались сделать все возможное… Но было поздно: четвёртый реактор был полностью разрушен, по всей территории АЭС были разбросаны куски урана и графита, излучающие радиацию. А города продолжали жить своей жизнью ещё два дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на улицах, выезжали на природу. В Киеве проходили велосипедные соревнования. Дни оказались жаркими, многие люди решили их провести за городом. И никто не чувствовал, что зелёная трава и деревья стали их врагами. Некоторые люди получили такие дозы облучения, что через некоторое время умерли.

Руководство станции не знало или не хотело знать, каковы на самом деле размеры катастрофы. Оно послало в Москву успокаивающее донесение, боясь ответственности за ошибки, приведшие к катастрофе. Неверная оценка ситуации не позволила вовремя начать работы по ликвидации последствий взрыва, обеспечить более безопасный режим работы людей.

В результате пожара огромное количество смертоносных радиоактивных веществ, находившихся в реакторе, попало в окружающую среду. Они были разнесены ветрами на многие сотни тысяч километров от Чернобыля. Там, где радиоактивные вещества попадали на поверхность земли, образовывались зоны радиоактивного заражения.

Радиационная пыль протянулась «хвостом» через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы. С крыши четвёртого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах. Чёрный огненный шар взмыл на высоту почти двух километров, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в чёрную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель.

В окружающую среду был выброшен большой объём радиоактивных веществ. Для прекращения выброса очаг аварии с помощью военных вертолётов забрасывали мешками с защитной смесью. Ежедневно взлетало по 20-30 вертолётов, каждый совершал по 20 заходов. В результате шахту реактора накрыло сыпучей массой, и выброс опасных веществ прекратился.

Первыми на горящую АЭС прибыли пожарные. Многие из них получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью.

Борьба со стихией шла на высоте от 27 до 72 метров, а внутри помещений четвёртого энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали. Возникший пожар продолжался в течение 10 дней. Для прекращения выброса очаг аварии с помощью военных вертолётов забрасывали мешками с защитной смесью. Ежедневно взлетало по 20-30 вертолётов, каждый совершал по 20 заходов. В результате шахту реактора накрыло сыпучей массой, и выброс опасных веществ прекратился.

Люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже страшнее вооруженного агрессора. Этот враг был неощутим и невидим. Он жесток и коварен, безжалостен и смертельно опасен.

У каждого времени — свои герои.  Их было 28 — пожарных Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Они упорно шли в наступление на огонь, невзирая на сложность работы вблизи разрушенного реактора, среди раскалённых радиоактивных обломков. Они понимали, что находятся в зоне повышенной радиации, но слишком велика была ответственность, поэтому мысли отступить ни у кого не было.

В общей сложности к утру в зоне аварии было сосредоточено 37 пожарных подразделений, насчитывающих 240 человек и 81 единицу пожарной техники. Сложная, трудная борьба с огнём продолжалась около 5 часов. Окончательно локализовать пожар удалось к 6 часам 35 минутам утра.

Командовал ими майор внутренней службы Леонид Петрович Телятников. Рядом с ним в первых рядах огнеборцев находились командиры пожарных караулов 23-летние лейтенанты внутренней службы Виктор Николаевич Кибенок и Владимир Павлович Правик.

Пожарные совершили настоящий подвиг — отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них — ценой своей жизни.

За геройский подвиг, личное мужество и самопожертвование при ликвидации аварии на Чернобыльской звание Героя Украины и орден «Золотая Звезда» посмертно присвоены пятерым ликвидаторам: командиру отделения 6-й отдельной военизированной пожарной охраны г. Припять Николаю Ващуку и Василию Игнатенко, пожарным Николаю Титенко и Владимиру Тишуре, заместителю начальника электрического цеха ЧАЭС Александру Лелеченко.

Памятник Героям пожарным, которые тушили пожар на ЧАЭС.

Наряду с пожарными в ликвидации аварии на АЭС принимали участие представители разных профессий: военнослужащие, медицинские работники, водители, строители и др. Они также мужественно исполняли свой гражданский долг. И все последствия той ужасной трагедии коснулись и их: некоторых уже нет в живых, кто-то имеет тяжёлые заболевания… Но они не могли поступить иначе. Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. Горько осознавать, что с каждым днём этих героев становится все меньше.

Во время катастрофы пострадали не только ликвидаторы, но и люди которые жили на близлежащих территориях. Это взрослые и дети, которые никогда больше не засмеются, не заплачут и не улыбнутся…

После этой трагедии город Припять огородили колючей проволокой, и он по сей день считается «городом-призраком», потому что до сих пор местность является зараженной. Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах. Нельзя найти здесь только людей.

Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа.

Вечная память погибшим в этой катастрофе!

Обзор книг «Из маленьких гениев в большие ученые». Книги Валерия Воскобойникова «Жизнь замечательных детей».

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с книгами Валерия Воскобойникова о жизни великих людей, и вы узнаете много интересного и познавательного.

Эта серия книг, представляющая собой уникальное собрание биографий самых известных людей планеты. Чьи открытия и достижения значительным образом повлияли на развитие мировой культуры, науки и общества. Чьи имена навсегда вписаны в историю России и мира!

Но прежде хотелось бы рассказать о самом авторе.

 

Воскобойников Валерий Михайлович родился в городе Ленинграде 1 апреля 1939 года. В 1957 году окончил химический техникум и поступил на вечернее отделение Ленинградского Технологического института.

В 1958—1960 гг. служил в армии, в артиллерийской разведке. Работал инженером-химиком. Первый рассказ опубликован в 1962 году в молодежной газете «Смена». Первая книга (повести и рассказы для детей) вышла в 1965 году.

Произведения В.М. Воскобойникова известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Повесть «Тетрадь в красной обложке», опубликованная впервые в 1971 г. в Ленинграде, была издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга «Остров Безветрия» трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне «Великий врачеватель» по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 100-летию ученого.

Книга «Жизнь замечательных детей» была удостоена Почетного Международного диплома Х.К. Андерсена и внесена в список лучших детских книг мира 2002 г.

Творчество Валерия Михайловича Воскобойникова это не только повести и рассказы, но и пьесы для радио, научно-познавательные произведения, статьи по проблемам литературы.

Как сам Валерий Воскобойников рассказывает о своей книге «Жизнь замечательных детей»: «Однажды я решил написать книгу о детстве замечательных людей. Каждый из нас – из тех, кто живет на земле – человек замечательный. Про любого можно написать большую увлекательную книгу. Однако среди нас есть люди, которые в разные времена делали и продолжают делать для всего человечества очень важные, большие и добрые дела. Они жили в разные эпохи, говорили на разных языках, но их всех объединяет увлеченность большими добрыми делами. Таких людей и принято называть замечательными.

Давайте приоткроем страницы этих замечательных книг…

Внутри каждой книги небольшие истории великих людей о том, как они провели своё детство и каким образом пришли к славе. Все издания написаны простым языком и адресованы ребятам младшего и среднего школьного возраста.

В этой серии — уникальное собрание биографий самых знаменитых людей планеты. Валерий Воскобойников рассказывает о детстве выдающихся людей так, что читать о них очень интересно, поучительно и даже весело.

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга первая. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 184 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Первая книга из серии откроет нам тайны о первых годах жизни и самостоятельных шагах полководца Александра Македонского и мореплавателя Христофора Колумба, учёных Исаака Ньютона и Михаила Ломоносова, правителей императоров Пётра I и Екатерины Великой, поэта Александра Пушкина и композитора Амадея Моцарта.

Из этой книги вы узнаете, что маленький Моцарт был вундеркиндом, Ньютон — худшим учеником, Пушкин славился нелюдимостью… Но одно было схожим в разных судьбах будущих гениев — их по-детски неутолимое любопытство и по-взрослому неутомимый труд.

Для сегодняшних любознательных школьников Валерий Воскобойников создал уникальную серию рассказов о детстве выдающихся людей — «Жизнь замечательных детей».

В. Воскобойников «Когда Александр Пушкин был маленьким»

Бабушкина корзина

Когда Александр Сергеевич Пушкин был маленьким, он часто прятался в бабушкину корзину. Только мама соберётся вывести его на прогулку, а сынка уже нет. Сынок пробрался в бабушкину комнату и сидит, затаившись, в большой корзине для рукоделий.

…Часто гостями отца – Сергея Львовича были известные литераторы. Они читали вслух стихи, обсуждали новые книги. И Пушкин, спрятавшись за большое кресло, вслушивался в каждое их слово – ему были очень интересны эти разговоры… Родители были уверены, что по вечерам после ухода отцовских гостей сын сразу же засыпает.

А на самом деле Пушкин ещё долго, лёжа в постели, вспоминал взрослые разговоры, шутки, а также стихи, которые читали гости, и складывал собственные строки.

…Только писать он ещё не умел. …Засыпая, он много раз представлял одно и то же: вот он узнаёт, как пишутся буквы, и сразу записывает все стихи, которые успел сочинить. …А кое-какие строки можно было читать до конца XIX века на берёзах, которые росли в бабушкином имении, потому что маленький Пушкин исписал своими стихами в бабушкином парке много берёз.

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга вторая. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 194 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Вторая книга из серии рассказывает о том, какими в детстве были Авиценна, Блез Паскаль, Александр Суворов, Андрей Воронихин, Иван Крылов, Франсуа Шампольон, Михаил Лермонтов, Иоанн Кронштадтский, Александр II.

А из этой книги вы узнаете, что маленький Лермонтов рос одарённым живописцем, Паскаль — баловнем, Шампольон — полиглотом, одиннадцатилетний Крылов был кормильцем семьи… А давайте узнаем, каким был в детстве великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

В. Воскобойников «Когда Александр Суворов был маленьким».

Как генералиссимус Суворов победил петуха Кикимору и жеребца Гнедого.

Когда генералиссимус Александр Васильевич Суворов был маленьким, он победил сначала петуха Кикимору, а потом жеребца Гнедого.

…Как-то раз захотелось пятилетнему Саше сыграть с крестьянским сыном Ефимкой в Полтавский бой. …Но в битву неожиданно вмешался петух Кикимора. Этот петух уже давно относился к маленькому Суворову без уважения, а тут вдруг вытянул шею да как помчится на него! И клюнул его в ногу…

…На другой день только Саша позавтракал и вышел на крыльцо, как увидел, что злобная птица уже ходит рядом и следит за ним косым взглядом.

…Саша решил победить петуха в честном бою. До вечера он обдумывал план битвы с петухом Кикиморой. И битва состоялась. В ней Александр Васильевич применил воинскую стратегию. Он утащил с кухни оловянную миску, деревянную ложку и с ними пополз по крыльцу на четвереньках,

чтобы петух не заметил. Потом он дождался, когда петух отвлечѐтся, тихо спустился с крыльца, подкрался к петуху сзади, да как зарычал на него

диким голосом, да забил деревянной ложкой по миске! Петух в ужасе дал стрекача…

…С этого дня петух Кикимора признал себя побежденным.

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга третья. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 184 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Третья книга из серии повествует о ранних годах Томаса Эдисона, Генри Форда, Дмитрия Менделеева, Астрид Линдгрен, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Марины Цветаевой, Юрия Гагарина.

 

 

 

 

 

В. Воскобойников «Когда Юрий Гагарин был маленьким».

Улыбка ученика

Когда первый космонавт мира Юрий Гагарин был маленьким, он очень любил пускать бумажные самолётики. Войдёт на урок учительница, а ей навстречу самолётик летит.

— Кто это расшалился? – спрашивает учительница.

И ей радостно улыбается ученик третьего класса Юрий Гагарин. Но однажды ей стало уже не до шуток. А всё оттого, что к ним в класс направлялся строгий инспектор. У инспектора было плохое настроение, и он уже заранее хотел всех наказать. И вдруг он заметил, что прохожие зачем-то смотрят на небо. Инспектор тоже задрал голову и увидел, как из окна школы вылетает планер.

— Это ещё что за безобразие! – возмутился он.

— Им надо на уроках знания получать, а они самолётики пускают!

… — Чьих это рук дело? – спросил он подвернувшегося старика сторожа.

— Наверняка Гагарина Юры. Уж точно его. Ему всё бы самолёты пускать.

Узнав, на каком этаже находится этот самый ученик по имени Юрий Гагарин, инспектор стал подниматься по лестнице. И тут ему навстречу попался улыбающийся ученик. Он улыбался так хорошо, такой приятной улыбкой, что инспектора неожиданно покинуло плохое настроение. Он

вдруг обнаружил, что тоже улыбается ученику в ответ.

— Покажи-ка, дружок, где у вас тут Юрий Гагарин? – спросил инспектор, стараясь вернуть на лицо строгость.

— Так это я! – ещё радостнее улыбнулся ученик…

…Тогда строгий инспектор ещё не догадывался, что улыбка этого ученика станет однажды знаменитой на весь мир и её так и назовут – «улыбка Гагарина».

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга четвертая. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 208 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Четвёртая книга из серии содержит детские биографии Архимеда и Дмитрия Донского, Леонардо да Винчи и Авраама Линкольна, Генриха Шлимана и Павла Третьякова, Чарли Чаплина и маршал Георгия Жукова.

 

 

 

 

 

В. Воскобойников «Когда маршал Жуков был маленьким»

Детство подкидыша

Когда маршал Георгий Константинович Жуков был маленьким, никто его Георгием в деревне не называл, а звали Егоркой.

У мамы Георгия Константиновича были родители, их все соседи знали, и у отца тоже, конечно, были, только никто не догадывался ни об их именах, ни о том, живы ли на этом свете. Отец будущего маршала был подкидышем.

Однажды рано утром служительница сиротского дома обнаружила у входа корзину с младенцем, завёрнутым в тряпьё, и записку: «Сына моего зовите Константином». Младенец был так слаб, что даже не мог плакать, лишь едва попискивал.

— Бедное дитя, — приговаривала служительница, обмывая и потом пеленая его. — Ему не больше трёх месяцев от роду.

Младенца выходили, а в двухлетнем возрасте ребёнка усыновила бездетная пожилая вдова Аннушка Жукова. Дряхлая, поросшая мхом и осевшая на один угол, её избёнка стояла посреди деревни Стрелковки в Калужской губернии. Аннушка надеялась, что приёмный сын скрасит её унылое одиночество, а потом и поддержит в беспомощной старости. Но до старости она не дожила: скончалась, когда Косте Жукову исполнилось восемь лет. Аннушка не догадывалась, что воспитывает отца великого полководца. Зато, возможно, родная мать Константина, которая подбросила своего сынка-малютку к приюту, дожила до глубокой старости, часто видела портреты маршала Жукова в газетах. Но тоже не догадывалась, что это её родной внук…

Чтобы узнать ещё больше, какими мальчишками и девчонками были самые великие люди планеты, вам надо прочитать эти книги полностью. Здесь приведены лишь отрывки из книг. Думаем, что занимательные рассказы для детей о детстве выдающихся личностей многим придутся по душе.

Ребята, если вам интересно, какими в детстве были самые великие и знаменитые люди всех времён на нашей планете, то приходите за книгами В. Воскобойникова в библиотеку.  

В этих книгах вы найдете все, что интересно знать всё о тех, кто стал знаменитым и вошёл в историю. Рассказы написаны так увлекательно и живо, что, несомненно, придутся по душе юным читателям. Они помогут ощутить дыхание времени и понять, как росли, взрослели и чем прославились величайшие люди Земли.

Ждём вас в нашей библиотеке.

Спасибо за внимание! До новых встреч, друзья!