Добрый день, дорогие друзья! Начать нашу встречу мне бы хотелось со слов Ярослава Мудрого, написавшего «Похвалу книге»: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости. В книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей..»
Книги на Руси появились еще до принятия христианства в 988 году. Эти древние памятники письменности до нас не дошли. Они погибли в годы иноземных нашествий, во время пожаров, наводнений, а иногда по причине людского невежества. Книгу на Руси издавна любили и почитали.
Первый древнерусский писец поп Упырь Лихой работал в Новгороде в 1047 году. Он написал книгу пророков, которая, однако, не сохранилась. В более поздние времена с неё изготовили копию, в которой помянули и древнего мастера. Фрагменты древнейшей Саввиной книги , которую ученые относят к 10 – 11 векам, хранятся в Москве, в Центральном государственном архиве древних актов.
Остромирово Евангелие – так названа книга по имени первого владельца, по заказу которого она была создана с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года
Как изготовляли на Руси рукописные книги?
Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Промежутки между линиями должны быть равны. Линовали страницу с помощью тупого шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца (в каждом по 18 строк). Основным инструментом писца было гусиное перо, которое полагалось расщепить и заточить. Делали это небольшим ножиком, который с тех времен стал называться перочинным. Писали чернилами, которые изготовляли из ржавого железа, из сажи, из специальных чернильных орешков. Заголовки , фразы, которые писец хотел выделить, он воспроизводил красной киноварью. Иногда использовалось твареное золото, смешиваемое с рыбным клеем.
Художественное убранство рукописи
Написано Остромирово Евангелие строгим и четким почерком. Вертикальные штрихи строго перпендикулярны к линиям строк. Такой тип письма называется уставом. Позже появился полуустав с наклонными штрихами букв, а затем и упрощенная скоропись. •Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Выполненные от руки иллюстрации называются миниатюрами. Их создавали художники-миниатюристы. •Остромирово Евангелие дьякон писал почти 7 месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Это был тяжелый и изнурительный труд. Его успешное окончание было праздником. •Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и темную половину дня, писали при свечах или лучинах. Подчас писца одолевала дремота , и он делал ошибки. •Столь высокая трудоемкость изготовления книги, дорогая цена, которую приходилось платить за пергамен, чернила и краски, приводили к тому, что рукописи стоили дорого.
Одежда» книги
Рукописи стоили очень дорого, естественно у владельцев книг возникало желание защитить их от превратностей времени и судьбы. Так появился переплет. Форма и конструкция переплета на протяжении многих столетий оставались неизменными. Тетради книжного блока пришивали к шнурам или «плетям», которые делали из конопляных нитей. Корешок блока промазывали клеем, а затем будущую книгу обрезали с трех сторон, чтобы все страницы её были одинаковыми. Концы шнуров продевали в отверстия, высверленные в хорошо отструганных сосновых или березовых досках. Доски и служили основой перелета. Шнуры закрепляли в отверстиях «гвоздичками» — деревянными шпонками. Затем доски обшивали — обволачивали кожей или тканью. Обволоченные кожей переплетенные крышки покрывали тисненным рисунком – «басмили». Края переплета украшали медными листами или чеканными наугольниками. А к нижней крышке прикрепляли сферические ножки – «жуковины». При чтении книга как бы опиралась на них и её переплет не истирался, сохранялся дольше. Иногда переплет оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплеты называют окладами.
Древнерусская рукописная книга
Древнейшие книги писали на пергамене – особо обработанной телячьей коже. На одну книгу в зависимости от формата и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, почти целое стадо. Гусиное перо извлекали из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой руки. Перо обезжиривали , втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали. Чернила писец промокал мелкотолченым песком, который хранили в песочнице – сосуде, похожем на современную солонку. Писали обычно на колене, поставив под ногу невысокую скамеечку. На столе раскладывали принадлежности.
Берестяные грамоты
Жарким июльским полднем 1951 года один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. На свитке сквозь грязь проступали буквы.
Береста – это удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палачкой – писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.
Однажды археологи раскопали сразу 16 берестяных грамот 13 века. Большинство из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика Онфима. Записи Онфима – бесценное сокровище, т. к. немногое известно о школьном образовании средневековой Руси. А ведь в 11 веке Ярославом Мудрым была создана школа для обучения детей грамоте.
Иван Федоров, первопечатник
По инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви в 1564 году в Москве на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу, которая называлась «Апостол».
Первые азбуки
В 1574 году во Львове Иван Федоров напечатал первую известную восточнославянскую Азбуку.
Книга открывается 45 буквами алфавита, созданного Кириллом и Мифодием. Сначала ученики заучивали буквы, затем постигали начальные упражнения для чтения и для письма, представленные сочетаниями согласных с различными гласными. Азбука знакомила учеников с примерами спряжения глаголов, с системой «ударений» и «придыханий», со склонением существительных и прилагательных.
Осваивалось написание широко распространенных в тогдашней книжности слов. Слова сокращались, писались под специальными, вынесенными над строкой знаками – «титлами». Это позволяло экономить дорогой тогда писчий материал.
Заключала книгу краткая хрестоматия – тексты для закрепления и развития навыков чтения и письма. Взятые из библии, они были подобраны так, что создавали что-то вроде свода этических правил и норм: «Не сотвори насилия убогому», «Послушая отца твоего, иже тя родил» и т. д.
Композиция из трех переплетов острожских книг Ивана Федорова – Библии (1581) и Нового завета с Псалтирью (1580)
Композиция из 5 книг Ивана Федорова. В центре — раскрытые львовский Апостол (1574) и острожский Новый завет с Псалтирью (1580)
В Москве — мемориальная доска на здании, на месте которого находилась типография Ивана Федорова.
Памятник Ивану Федорову
Ребята, вот и заключительная страница нашей встречи. Сейчас мы узнаем, кто из вас самый внимательный.
Ну, вот, ребята, и закончилось наше путешествие в историю русского книгопечатания. До новых встреч на странице нашего блога.