Фольклорный час «У казачьего плетня»

Наши предки – казаки

Нам завет давали,

Чтоб традиции отцов мы не забывали,

Чтобы землю берегли не жалея жизни,

Чтоб любили край родной и свою Отчизну.

(В. Шефнер)

Проведём мы сегодня нашу встречу на очень интересную тему – о  донском казачестве, о его обычаях и традициях, песнях, истории. Каждый из нас, кто живёт на этой славной земле, должен знать её историю, гордиться своими предками. Только после этого можно по–настоящему глубоко и преданно любить Великий Тихий Дон.

   Кто же такие казаки?

С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки — это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз, казаки были отмечены наградами.

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине — красная форма.

Удалые казаки

 

Средь донских степных полей

И кубанских ковылей,

Где Кубань и Дон текут,

Казаки давно живут.

 

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

 

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

 

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

 

Всех обычаев не счесть:

Казаку превыше честь,

Сабля – гордость казака,

верный конь — для седока,

 

Без ухи и без добычи

Не прожить – таков обычай.

И ещё — готов казак

За Россию постаять.

 

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет,

Если хором запоет –

Удивит любой народ.

 

Есаул, односельчане,

Атаман и хуторяне –

Все равны перед законом

И разумным Божьим словом.

 

Православный, удалой,

Наш казак всегда герой.

А казачка – вот краса:

Стройный стан и плюс коса.

 

Сколько сказов и присказок

Вам любой казак расскажет.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый

И недаром на Руси

Всем знакомы казаки.

                           (Н. Дик)

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня.

Позже городки стали называться станицами.

— Да и сейчас в нашем крае сущестуют станицы:

-Тацинская

-Боковская

-Вешенская

-Казанская

-и др.

У казаков существовали специальные обряды при закладке дома.
— На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «чтобы всё водилось».  На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона.

Казачий курень — двухэтажный. У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

Это спасало от разливов рек.

На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появлялись несколько позже.

Отличительной особенностью всего казачьего жилья была стерильная чистота. Печь подбеливали после каждой стряпни, ведерко с белилами всегда стояло под печкой.

Казачьи семьи

Большой считалась семья из 13 человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей.

Среднее семейство насчитывало от 6 до 9 душ, и малая семья состояла из 4 человек.

Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь:

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

 

 

О казачестве всегда

Слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани

Казаки поныне славят

Свою волю, власть народа.

Соблюдают очень строго

Десять заповедей святых.

Изучи, дружочек, их.

Заповеди казаков.

  • Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
  • По тебе судят по всему казачеству.
  • Служи верно, своему народу, а не его вождям.
  • Держи слово! Слова казака дорого.
  • Чти старших, уважай старость.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни воля – не своеволие!
  • Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость.
  • Помни! Храбрые всегда добрые, потому что они сильные.
  • Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий.

 

Ребята, а вы согласны с заповедями которые были у наших предков?

Воспитание мальчика

С трёх — пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили тоже с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

Воспитание девочки

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

— До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться.

Казачьи ремёсла

Большую роль в казачьем быту играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, обработка металла.

Казаки занимались виноделием. Высочайшими мастерами были донские виноделы. Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством.

Давайте проведём викторину «Собери пословицу».

Казачьи пословицы.

— Мы знаем, что казак – это отличный воин. По обычаю все уходившие на службу казаки собирались в церкви на молебен. Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

 

— Наша встреча подошло к концу. Закончить мне её хочется стихотворением Гарнакерьяна Ашота Георгиевича (4.08.1907, Ростов-на-Дону – 26.12.1977, Ростов-на-Дону), поэта, участника Великой Отечественной войны. В своих стихотворениях и поэмах, посвященных революции, партии, миру, героям Великой Отечественной войне, советским труженикам, любви, природе, всегда оставался оптимистичным.

 

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».

Информационный час «Чернобыль-зона памяти». День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы вспомним одну из самых страшных трагедий человечества – Чернобыльскую катастрофу, унесшей тысячи жизней.

Этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа.

Ровно 35 лет назад, для людей началось самое страшное — ликвидировать последствия самой крупной техногенной катастрофы за всю историю человечества. Сегодня мы вспомним людей погибших в тот самый день, которые тушили пожар и потом скончались мучительной смертью.

Это случилось в тогда еще нашей стране, Союзе Советских Социалистических Республик (так раньше называлась Россия), а ныне Украине, одной из бывших советских  республик .

Чернобыль – это страшная беда, которая обрушилась на многие народы мира. Но особенно пострадали миллионы жителей Беларуси, Украины, России.

В 1972 году прямо возле Чернобыля начали строить самую мощную в СССР атомную электростанцию. К 1985 году уже закончили строить четыре энергоблока и начали строить пятый. Ночь 26 апреля 1986 года не предвещала ничего плохого. На АЭС проводили эксперимент по допустимой нагрузке. Работники станции отключили все системы предохранения реактора от взрыва. Они были уверены, что ничего страшного не случится.

Редчайшее фото тушения пожара 26 апреля 1986 года.

В 01час 23 минуты ночи 26 апреля 1986 г. весь мир «вздрогнул» от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. В ту ночь раздалось 2 взрыва. Работники станции не поняли, что произошло. Они видели, что случилась страшная авария, но надеялись, что реактор цел, а взорвалось что-то другое. Все остались на своих постах и пытались исправить ошибки, спасти станцию. Люди не жалели себя и старались сделать все возможное… Но было поздно: четвёртый реактор был полностью разрушен, по всей территории АЭС были разбросаны куски урана и графита, излучающие радиацию. А города продолжали жить своей жизнью ещё два дня. Жителей никто не предупредил о катастрофе. Сотни тысяч людей гуляли на улицах, выезжали на природу. В Киеве проходили велосипедные соревнования. Дни оказались жаркими, многие люди решили их провести за городом. И никто не чувствовал, что зелёная трава и деревья стали их врагами. Некоторые люди получили такие дозы облучения, что через некоторое время умерли.

Руководство станции не знало или не хотело знать, каковы на самом деле размеры катастрофы. Оно послало в Москву успокаивающее донесение, боясь ответственности за ошибки, приведшие к катастрофе. Неверная оценка ситуации не позволила вовремя начать работы по ликвидации последствий взрыва, обеспечить более безопасный режим работы людей.

В результате пожара огромное количество смертоносных радиоактивных веществ, находившихся в реакторе, попало в окружающую среду. Они были разнесены ветрами на многие сотни тысяч километров от Чернобыля. Там, где радиоактивные вещества попадали на поверхность земли, образовывались зоны радиоактивного заражения.

Радиационная пыль протянулась «хвостом» через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы. С крыши четвёртого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах. Чёрный огненный шар взмыл на высоту почти двух километров, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в чёрную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель.

В окружающую среду был выброшен большой объём радиоактивных веществ. Для прекращения выброса очаг аварии с помощью военных вертолётов забрасывали мешками с защитной смесью. Ежедневно взлетало по 20-30 вертолётов, каждый совершал по 20 заходов. В результате шахту реактора накрыло сыпучей массой, и выброс опасных веществ прекратился.

Первыми на горящую АЭС прибыли пожарные. Многие из них получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью.

Борьба со стихией шла на высоте от 27 до 72 метров, а внутри помещений четвёртого энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали. Возникший пожар продолжался в течение 10 дней. Для прекращения выброса очаг аварии с помощью военных вертолётов забрасывали мешками с защитной смесью. Ежедневно взлетало по 20-30 вертолётов, каждый совершал по 20 заходов. В результате шахту реактора накрыло сыпучей массой, и выброс опасных веществ прекратился.

Люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже страшнее вооруженного агрессора. Этот враг был неощутим и невидим. Он жесток и коварен, безжалостен и смертельно опасен.

У каждого времени — свои герои.  Их было 28 — пожарных Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Они упорно шли в наступление на огонь, невзирая на сложность работы вблизи разрушенного реактора, среди раскалённых радиоактивных обломков. Они понимали, что находятся в зоне повышенной радиации, но слишком велика была ответственность, поэтому мысли отступить ни у кого не было.

В общей сложности к утру в зоне аварии было сосредоточено 37 пожарных подразделений, насчитывающих 240 человек и 81 единицу пожарной техники. Сложная, трудная борьба с огнём продолжалась около 5 часов. Окончательно локализовать пожар удалось к 6 часам 35 минутам утра.

Командовал ими майор внутренней службы Леонид Петрович Телятников. Рядом с ним в первых рядах огнеборцев находились командиры пожарных караулов 23-летние лейтенанты внутренней службы Виктор Николаевич Кибенок и Владимир Павлович Правик.

Пожарные совершили настоящий подвиг — отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них — ценой своей жизни.

За геройский подвиг, личное мужество и самопожертвование при ликвидации аварии на Чернобыльской звание Героя Украины и орден «Золотая Звезда» посмертно присвоены пятерым ликвидаторам: командиру отделения 6-й отдельной военизированной пожарной охраны г. Припять Николаю Ващуку и Василию Игнатенко, пожарным Николаю Титенко и Владимиру Тишуре, заместителю начальника электрического цеха ЧАЭС Александру Лелеченко.

Памятник Героям пожарным, которые тушили пожар на ЧАЭС.

Наряду с пожарными в ликвидации аварии на АЭС принимали участие представители разных профессий: военнослужащие, медицинские работники, водители, строители и др. Они также мужественно исполняли свой гражданский долг. И все последствия той ужасной трагедии коснулись и их: некоторых уже нет в живых, кто-то имеет тяжёлые заболевания… Но они не могли поступить иначе. Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. Горько осознавать, что с каждым днём этих героев становится все меньше.

Во время катастрофы пострадали не только ликвидаторы, но и люди которые жили на близлежащих территориях. Это взрослые и дети, которые никогда больше не засмеются, не заплачут и не улыбнутся…

После этой трагедии город Припять огородили колючей проволокой, и он по сей день считается «городом-призраком», потому что до сих пор местность является зараженной. Дома здесь почти целые, в траве можно найти детские игрушки и кое-какую мебель в открытых настежь квартирах. Нельзя найти здесь только людей.

Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа.

Вечная память погибшим в этой катастрофе!

Обзор книг «Из маленьких гениев в большие ученые». Книги Валерия Воскобойникова «Жизнь замечательных детей».

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с книгами Валерия Воскобойникова о жизни великих людей, и вы узнаете много интересного и познавательного.

Эта серия книг, представляющая собой уникальное собрание биографий самых известных людей планеты. Чьи открытия и достижения значительным образом повлияли на развитие мировой культуры, науки и общества. Чьи имена навсегда вписаны в историю России и мира!

Но прежде хотелось бы рассказать о самом авторе.

 

Воскобойников Валерий Михайлович родился в городе Ленинграде 1 апреля 1939 года. В 1957 году окончил химический техникум и поступил на вечернее отделение Ленинградского Технологического института.

В 1958—1960 гг. служил в армии, в артиллерийской разведке. Работал инженером-химиком. Первый рассказ опубликован в 1962 году в молодежной газете «Смена». Первая книга (повести и рассказы для детей) вышла в 1965 году.

Произведения В.М. Воскобойникова известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Повесть «Тетрадь в красной обложке», опубликованная впервые в 1971 г. в Ленинграде, была издана в Японии, США, Польше, Румынии. Книга «Остров Безветрия» трижды переиздавалась в Японии. Историческая повесть об Авиценне «Великий врачеватель» по решению ЮНЕСКО была издана во многих странах к 100-летию ученого.

Книга «Жизнь замечательных детей» была удостоена Почетного Международного диплома Х.К. Андерсена и внесена в список лучших детских книг мира 2002 г.

Творчество Валерия Михайловича Воскобойникова это не только повести и рассказы, но и пьесы для радио, научно-познавательные произведения, статьи по проблемам литературы.

Как сам Валерий Воскобойников рассказывает о своей книге «Жизнь замечательных детей»: «Однажды я решил написать книгу о детстве замечательных людей. Каждый из нас – из тех, кто живет на земле – человек замечательный. Про любого можно написать большую увлекательную книгу. Однако среди нас есть люди, которые в разные времена делали и продолжают делать для всего человечества очень важные, большие и добрые дела. Они жили в разные эпохи, говорили на разных языках, но их всех объединяет увлеченность большими добрыми делами. Таких людей и принято называть замечательными.

Давайте приоткроем страницы этих замечательных книг…

Внутри каждой книги небольшие истории великих людей о том, как они провели своё детство и каким образом пришли к славе. Все издания написаны простым языком и адресованы ребятам младшего и среднего школьного возраста.

В этой серии — уникальное собрание биографий самых знаменитых людей планеты. Валерий Воскобойников рассказывает о детстве выдающихся людей так, что читать о них очень интересно, поучительно и даже весело.

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга первая. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 184 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Первая книга из серии откроет нам тайны о первых годах жизни и самостоятельных шагах полководца Александра Македонского и мореплавателя Христофора Колумба, учёных Исаака Ньютона и Михаила Ломоносова, правителей императоров Пётра I и Екатерины Великой, поэта Александра Пушкина и композитора Амадея Моцарта.

Из этой книги вы узнаете, что маленький Моцарт был вундеркиндом, Ньютон — худшим учеником, Пушкин славился нелюдимостью… Но одно было схожим в разных судьбах будущих гениев — их по-детски неутолимое любопытство и по-взрослому неутомимый труд.

Для сегодняшних любознательных школьников Валерий Воскобойников создал уникальную серию рассказов о детстве выдающихся людей — «Жизнь замечательных детей».

В. Воскобойников «Когда Александр Пушкин был маленьким»

Бабушкина корзина

Когда Александр Сергеевич Пушкин был маленьким, он часто прятался в бабушкину корзину. Только мама соберётся вывести его на прогулку, а сынка уже нет. Сынок пробрался в бабушкину комнату и сидит, затаившись, в большой корзине для рукоделий.

…Часто гостями отца – Сергея Львовича были известные литераторы. Они читали вслух стихи, обсуждали новые книги. И Пушкин, спрятавшись за большое кресло, вслушивался в каждое их слово – ему были очень интересны эти разговоры… Родители были уверены, что по вечерам после ухода отцовских гостей сын сразу же засыпает.

А на самом деле Пушкин ещё долго, лёжа в постели, вспоминал взрослые разговоры, шутки, а также стихи, которые читали гости, и складывал собственные строки.

…Только писать он ещё не умел. …Засыпая, он много раз представлял одно и то же: вот он узнаёт, как пишутся буквы, и сразу записывает все стихи, которые успел сочинить. …А кое-какие строки можно было читать до конца XIX века на берёзах, которые росли в бабушкином имении, потому что маленький Пушкин исписал своими стихами в бабушкином парке много берёз.

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга вторая. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 194 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Вторая книга из серии рассказывает о том, какими в детстве были Авиценна, Блез Паскаль, Александр Суворов, Андрей Воронихин, Иван Крылов, Франсуа Шампольон, Михаил Лермонтов, Иоанн Кронштадтский, Александр II.

А из этой книги вы узнаете, что маленький Лермонтов рос одарённым живописцем, Паскаль — баловнем, Шампольон — полиглотом, одиннадцатилетний Крылов был кормильцем семьи… А давайте узнаем, каким был в детстве великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

В. Воскобойников «Когда Александр Суворов был маленьким».

Как генералиссимус Суворов победил петуха Кикимору и жеребца Гнедого.

Когда генералиссимус Александр Васильевич Суворов был маленьким, он победил сначала петуха Кикимору, а потом жеребца Гнедого.

…Как-то раз захотелось пятилетнему Саше сыграть с крестьянским сыном Ефимкой в Полтавский бой. …Но в битву неожиданно вмешался петух Кикимора. Этот петух уже давно относился к маленькому Суворову без уважения, а тут вдруг вытянул шею да как помчится на него! И клюнул его в ногу…

…На другой день только Саша позавтракал и вышел на крыльцо, как увидел, что злобная птица уже ходит рядом и следит за ним косым взглядом.

…Саша решил победить петуха в честном бою. До вечера он обдумывал план битвы с петухом Кикиморой. И битва состоялась. В ней Александр Васильевич применил воинскую стратегию. Он утащил с кухни оловянную миску, деревянную ложку и с ними пополз по крыльцу на четвереньках,

чтобы петух не заметил. Потом он дождался, когда петух отвлечѐтся, тихо спустился с крыльца, подкрался к петуху сзади, да как зарычал на него

диким голосом, да забил деревянной ложкой по миске! Петух в ужасе дал стрекача…

…С этого дня петух Кикимора признал себя побежденным.

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга третья. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 184 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Третья книга из серии повествует о ранних годах Томаса Эдисона, Генри Форда, Дмитрия Менделеева, Астрид Линдгрен, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Марины Цветаевой, Юрия Гагарина.

 

 

 

 

 

В. Воскобойников «Когда Юрий Гагарин был маленьким».

Улыбка ученика

Когда первый космонавт мира Юрий Гагарин был маленьким, он очень любил пускать бумажные самолётики. Войдёт на урок учительница, а ей навстречу самолётик летит.

— Кто это расшалился? – спрашивает учительница.

И ей радостно улыбается ученик третьего класса Юрий Гагарин. Но однажды ей стало уже не до шуток. А всё оттого, что к ним в класс направлялся строгий инспектор. У инспектора было плохое настроение, и он уже заранее хотел всех наказать. И вдруг он заметил, что прохожие зачем-то смотрят на небо. Инспектор тоже задрал голову и увидел, как из окна школы вылетает планер.

— Это ещё что за безобразие! – возмутился он.

— Им надо на уроках знания получать, а они самолётики пускают!

… — Чьих это рук дело? – спросил он подвернувшегося старика сторожа.

— Наверняка Гагарина Юры. Уж точно его. Ему всё бы самолёты пускать.

Узнав, на каком этаже находится этот самый ученик по имени Юрий Гагарин, инспектор стал подниматься по лестнице. И тут ему навстречу попался улыбающийся ученик. Он улыбался так хорошо, такой приятной улыбкой, что инспектора неожиданно покинуло плохое настроение. Он

вдруг обнаружил, что тоже улыбается ученику в ответ.

— Покажи-ка, дружок, где у вас тут Юрий Гагарин? – спросил инспектор, стараясь вернуть на лицо строгость.

— Так это я! – ещё радостнее улыбнулся ученик…

…Тогда строгий инспектор ещё не догадывался, что улыбка этого ученика станет однажды знаменитой на весь мир и её так и назовут – «улыбка Гагарина».

Воскобойников, В.М. Жизнь замечательных детей. Книга четвертая. – Москва: Издательство «Оникс», 2006. – 208 с.: ил. – (Жизнь замечательных детей).

Четвёртая книга из серии содержит детские биографии Архимеда и Дмитрия Донского, Леонардо да Винчи и Авраама Линкольна, Генриха Шлимана и Павла Третьякова, Чарли Чаплина и маршал Георгия Жукова.

 

 

 

 

 

В. Воскобойников «Когда маршал Жуков был маленьким»

Детство подкидыша

Когда маршал Георгий Константинович Жуков был маленьким, никто его Георгием в деревне не называл, а звали Егоркой.

У мамы Георгия Константиновича были родители, их все соседи знали, и у отца тоже, конечно, были, только никто не догадывался ни об их именах, ни о том, живы ли на этом свете. Отец будущего маршала был подкидышем.

Однажды рано утром служительница сиротского дома обнаружила у входа корзину с младенцем, завёрнутым в тряпьё, и записку: «Сына моего зовите Константином». Младенец был так слаб, что даже не мог плакать, лишь едва попискивал.

— Бедное дитя, — приговаривала служительница, обмывая и потом пеленая его. — Ему не больше трёх месяцев от роду.

Младенца выходили, а в двухлетнем возрасте ребёнка усыновила бездетная пожилая вдова Аннушка Жукова. Дряхлая, поросшая мхом и осевшая на один угол, её избёнка стояла посреди деревни Стрелковки в Калужской губернии. Аннушка надеялась, что приёмный сын скрасит её унылое одиночество, а потом и поддержит в беспомощной старости. Но до старости она не дожила: скончалась, когда Косте Жукову исполнилось восемь лет. Аннушка не догадывалась, что воспитывает отца великого полководца. Зато, возможно, родная мать Константина, которая подбросила своего сынка-малютку к приюту, дожила до глубокой старости, часто видела портреты маршала Жукова в газетах. Но тоже не догадывалась, что это её родной внук…

Чтобы узнать ещё больше, какими мальчишками и девчонками были самые великие люди планеты, вам надо прочитать эти книги полностью. Здесь приведены лишь отрывки из книг. Думаем, что занимательные рассказы для детей о детстве выдающихся личностей многим придутся по душе.

Ребята, если вам интересно, какими в детстве были самые великие и знаменитые люди всех времён на нашей планете, то приходите за книгами В. Воскобойникова в библиотеку.  

В этих книгах вы найдете все, что интересно знать всё о тех, кто стал знаменитым и вошёл в историю. Рассказы написаны так увлекательно и живо, что, несомненно, придутся по душе юным читателям. Они помогут ощутить дыхание времени и понять, как росли, взрослели и чем прославились величайшие люди Земли.

Ждём вас в нашей библиотеке.

Спасибо за внимание! До новых встреч, друзья!

Устный журнал «Как не любить нам эту землю?». Международный день Земли.

Есть одна планета-сад,

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут,

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Я.Аким

Здравствуйте, ребята!

22 апреля во всем мире празднуется День Земли.

В 2009 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день Матери-Земли, постановив отмечать его 22 апреля.

Что же это за праздник – День Земли? Этот день призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.

По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола Мира. Люди в эту минуту должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всего живого на Земле. Колокол Мира — символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов.

В этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях  и акциях.

У этого праздника есть свое обозначение в виде флага.

Но что же оно обозначает?

Сейчас существует множество вариантов флага Земли, общего полотнища на данный момент нет.

 Наиболее приближен к признанию в 1946 году,  являлся флаг Организации Объединённых Наций (ООН), где на голубом фоне изображены материки стран участниц ООН, ориентацией на север. Этот флаг довольно известен, и его внешний вид отражает представления о планете, и людях живущих на ней. Использовать флаг ООН возможно только с разрешения Генеральной Ассамблеи этой организации.

Существует также неофициальный флаг Земли.

Он представляет собой прямоугольное полотнище, где изображено семь белых колец переплетённых друг с другом. Синий фон символизирует здесь мировой океан и бесценное сокровище: воду.

А сейчас, ребята, давайте мы с вами перелистаем страницы нашего экологического журнала.

1 рубрика. Немного о Земле.

С давних времен человека интересует не только вопрос о его происхождении. В голове возникает множество вопросов: как это все появилось, как и почему возник Космос, откуда и каким образом появилась жизнь – и люди,  какое место в природе занимает человек. С незапамятных времен происхождение планеты и жизни на ней было загадкой для человечества.

В наше время знают, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, но раньше люди считали, что она неподвижна. Следовательно, думали они, у Земли также должна иметься какая-нибудь опора.

Однако никаких сведений об этой опоре у людей не было, и поэтому они выдумывали различные небылицы. То наши предки воображали, что Земля покоится на спинах трёх больших китов, которые плавают на поверхности огромного океана, древние индусы считали, что Земля покоится на четырёх слонах, а ещё более древний народ — вавилоняне — думал, что Земля сама плавает на поверхности океана.

Когда-то наша планета считалась центром Вселенной. На протяжении долгого времени древние астрономы считали, что Земля находилась в неподвижном состоянии, а Солнце и планеты вращались вокруг нее.

В 1543 году Коперник представил свою гелиоцентрическую систему, в которой центром выступало Солнце, а все остальные планеты вращались вокруг него. Эту систему также поддерживал Галилео Галилей, из-за чего его судила церковь и вынесла вердикт пожизненного заключения…

Наша планета до сих пор хранит множество загадок. А тем открытиям о Земле, которые давно стали достоянием общественности, мы не перестаём удивляться.

Представляем 10 интересных фактов о планете Земля.

  1. Возраст Земли.

Ученые вычислили возраст Земли, исследуя самые старые породы и метеориты, которые были открыты на планете. Метеориты и Земля были образованы примерно в одно время, когда сформировалась Солнечная система. По данным ученых, Земле уже 4,54 миллиарда лет.

  1. «Голубая планета».

Около 70% поверхности Земли покрыто водой. Когда космонавты впервые отправились в космос, они сумели увидеть нашу планету полностью. Сразу же они дали ей прозвище «голубая планета». Действительно, большая часть поверхности Земли покрыта океанами. Остальные 30% — это суша.

  1. Образование Луны.

Многие исследователи считают, что некоторые крупные объекты давным-давно сталкивались с Землей, в результате чего от планеты откололся осколок, из которого позже сформировалась Луна. Пока точно не ясно, был ли этот объект другой планетой, астероидом или кометой, но некоторые ученые предполагают, что виновником была планета Тейя, по размерам соответствующая Марсу.

  1. Земля — это неидеальная сфера.

Многие планеты нашей Солнечной системы имеют сферообразную форму, однако она не идеальна из-за их движения. Ближе всего к идеальной сфере приближена звезда Солнце. Земля же слегка сплюснута. С научной точки зрения ее форма называется «сплюснутый сфероид».

У нашей планеты полюса слегка сплющены, а экватор выпуклый. Как отмечалось ранее — это вызвано ее вращением.

  1. Земля — это огромный магнит.

Созданное планетой магнитное поле простирается на тысячи километров от ее поверхности, создавая область, которую назвали «магнитосферой». Ученые предполагают, что магнитное поле создает ядро.

Магнитное поле — это настоящий защитник планеты. Оно защищает все живое на Земле от космического изучения.

  1. В движении.

Вам кажется, что вы стоите без движения, но на самом деле двигаетесь и очень быстро. В зависимости от того, в какой части Земли вы находитесь, вы будете двигаться в разной скоростью. Быстрее всего двигаются люди, которые находятся на экваторе.

  1. Две Луны.

Когда-то у Земли было два крупных спутника — две луны. Второй спутник диаметром около 1200 километров, по предположениям ученых, вращался вокруг нашей планеты, пока не столкнулся с Луной. Эта катастрофа может объяснить, почему две стороны современной Луны так сильно отличаются друг от друга.

  1. Земля-суперконтинент.

Считается, что за 4,5 миллиарда лет существования нашей планеты континенты Земли когда-то соединились, чтобы стать единым континентом, а затем снова разделились. Самым последним единым континентом была Пангея, которая начала разделяться на составные части примерно 200 миллионов лет назад. Ученые предполагают, что в будущем континенты снова соберутся вместе.

  1. Расстояние до звезды.

Земля находится примерно в 150 миллионах километров от Солнца. Для того чтобы достичь поверхности нашей планеты, солнечному свету необходимо 8 минут 19 секунд.

  1. Третья планета.

Наша родная планета Земля является третьей планетой от Солнца и единственной планетой солнечной системы, где имеются условия, поддерживается атмосфера со свободным кислородом, имеются океаны жидкой воды на поверхности и, самое главное, на которой есть жизнь.

2 рубрика. Живые страницы.

Наша Земля — это планета, одна из многих планет в нашей Солнечной системе. Но только она живая, только на ней есть жизнь.

С появлением человечества на Земле стали происходить различные изменения в биосфере. Это загрязнение окружающей среды бытовыми отходами, химическими выбросами в окружающую среду заводами и фабриками, варварское уничтожение лесов и животных. 

 С развитием прогресса наша планета стала больше нуждаться в охране и защите.

Более 50 лет назад, чтобы сохранить растительный и животный мир нашей планеты, ученые решили издать Международную Красную книгу.  История создания Красной книги начинается в 1963 году, она непосредственно связана с работой Международного Союза Охраны Природы, созданного в 1948 году. Председатель Комиссии по редким видам Питер Скотт, предложил дать название изданию — «Красная книга».

Почему книга именно красного цвета, а не какого- то другого цвета? Потому что красный цвет — цвет опасности.

Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда!

Для удобства пользования, страницы у Красной книги цветные. По цвету страниц, можно сказать в каком положении находится тот или иной вид животного и растения.

 

 

Чёрные страницы.

На них записаны вымершие животные, которых мы никогда не увидим.

Красные страницы.

На них записаны погибающие животные. Их мало, но еще можно встретить.

Жёлтые страницы.

Там занесены животные, количество которых стремительно уменьшается.

Серые страницы.

На них записаны названия животных, которые до сих пор мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Белые страницы.

Там записаны животные, численность которых всегда была невелика. Они обитают на небольших площадках, например, белый медведь.

Зелёные страницы.

На них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания. Эти виды находятся вне опасности.

Впервые Красная книга СССР вышла в свет в августе 1978 года, а её выпуск был приурочен к открытию XIV Генеральной ассамблеи Международного союза охраны природы, проходившей в СССР, в Ашхабаде. Красная книга СССР была разделена на две части. Первый том был посвящен животным, второй — растениям. Второе издание Красной книги СССР было осуществлено в 1984 году. Оно было гораздо более объемным, в первый том вошли новые крупные группы живых организмов: из позвоночных добавился класс рыб, впервые были включены беспозвоночные животные. Красная книга растений составила второй том.

Решение о создании Красной книги РСФСР было принято в 1982 году, а опубликована она была в 1983 году. В неё было занесено 65 видов млекопитающих, 107 видов птиц, 11 видов рептилий, 4 вида амфибий, 9 видов рыб, 15 видов моллюсков и 34 вида насекомых.

Давайте откроем следующую страницу нашего журнала.

3 рубрика. Соседи по планете.

В каком удивительном и неповторимом мире мы с вами живём. Как прекрасна и многообразна природа нашей планеты – нашего общего дома. Где кроме нас с вами, живёт ещё множество людей. 31 октября 2011 года численность населения Земли составила 7 миллиардов человек. А кто ещё живёт рядом с нами?

— Да, конечно, рядом с нами живут интересные животные. Прислушайтесь внимательней и вы поймёте, почему их так назвали.

Одних назвали по внешнему виду: носорог, осьминог, белуха, ворон.

Другие так названы по тому, что они любят есть — муравьед, овсянка, медведь.

Третьи — по тому, что умеют хорошо делать — землеройка, трясогузка.

А теперь послушайте, почему получили название хорошо вам известные жители русского леса.

Волк — от слова волоку, волочить, т. е. тащить. Волк — хищное животное, он уволакивает свою добычу.

Заяц — означает прыгун. Это польское слово.

Белка — это древнерусское слово. Название дано по цвету белой белки, а теперь относится и к рыжим, и к серым белкам.

Бобр — строитель речных плотин. Назван по цвету красивой и ценной шубы. Бобр — значит бурый, коричневый.

Лягушка — родственно слову «лягаться». Так назвали жительницу болот за её прыжки.

Змея — обратите внимание, как она передвигается. Название змея буквально значит ползающая по земле, земляная.

Животный мир нашей голубой планеты Земля удивителен и неповторим, а мы с вами должны сохранить его.

-Как мы должны относиться к животным — нашим «братьям меньшим»? Какую пользу они нам приносят?

 

Это вы узнаете из стихотворения Бориса Заходера «Про всех на свете».

 

Все-все на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны,

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется…

Все-все-все на свете нужны.

И это все дети запомнить должны!

 

А сейчас я расскажу вам некоторые интересные факты из жизни животных:

1.Белки постоянно забывают, куда закапывают жёлуди. Из-за своей забывчивости они сажают всё новые и новые деревья. Можно сказать, что белки — лучшие садовники.

2.Зуб взрослого слона может весить девять килограмм.

3.У насекомых кровь имеет жёлтый цвет, у млекопитающих она красная, а у омаров — синяя.

4.Хамелеоны умеют двигать глазами одновременно в разных направлениях, одновременно отслеживая две разные цели. При этом каждый глаз точно знает, что видит другой. Связано это с тем, что их зрение полностью контролируется обоими полушариями головного мозга.

5.Муравьи не спят, но отдыхают по одной минуте несколько раз в день. Муравьиная королева отдыхает до 90 минут за день.

6.Альбатросы могут спать во время полёта.

7.Коты чаще всего не спят по ночам благодаря своему родству с хищными кошками, которые охотятся в ночное время.

4 рубрика. Берегите – Землю, наш общий дом!

Огромный вред природе наносит человек. Большое количество заводов, автомобилей которые загрязняют воздух. Не бережное отношение к природе, выброс мусора в лесах, в парках, на озерах (от этого страдают животные, рыбы), загрязнение почвы нефтепродуктами.

Планета наша весьма засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы- то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?

Есть экологические катастрофы, не зависящие от человека, но так же, есть катастрофы, которые происходят по вине человека. Поэтому нужно стараться беречь природу. Ведь это так же и наш дом!

— А сейчас, я предлагаю вам стать юными экологами. Экология это такая наука, которая говорит нам, что в природе всё взаимосвязано и учит нас беречь природу. Экологи защищают окружающую среду.

Ребята, природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Охрана природы — дело не только взрослых людей, но и школьники тоже могут внести свой посильный вклад.

Что же вы можете сделать для окружающей среды?

Подкормка и спасение животных, попавших в беду.

Сбор мусора.

Изготовление кормушек и домиков для птиц.

Растения также нуждаются в помощи, за ними тоже нужен уход, их необходимо поливать и  лечить.

 Вот некоторые правила, которые нужно знать:

  • Не ломайте ветки деревьев!

  • Нельзя ловить бабочек!

  • Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб!

  • Не разоряйте гнёзда птиц!

  • Не трогайте птенцов руками, их покинет мать.

  • Не берите животных из леса.

  • Нельзя рвать цветы!

Запомните их ребята!

А также много интересного и полезного вы сможете узнать на страницах книг и энциклопедий!

А также читайте журналы!

Дорогие ребята!

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.

Писатель Михаил Пришвин, обращаясь к ребятам, писал «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Человек неотделим от природы. Только в содружестве с природой мы с вами можем быть счастливы в нашем общем доме, под названием Земля!

Правовая викторина «Прежде чем права качать, должен ты о них узнать».

Здравствуйте, дорогие друзья! Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад? Тогда же появились и главные вопросы: На что имеют право и на что не имеют?.

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя.

А заботясь о детях, написали вторую книгу — «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права.

А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Значение права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

Теперь рассмотрим, какие есть у вас права:

Важнейшее право, которое имеют все дети на планете — право на жизнь. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет?.

Через несколько дней после того, как ребенок появился на свет, родители получают очень важный документ. В нем записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата рождения, имена, отчества и фамилии родителей, название страны в которой родился и гражданином которой является. Этим документом является «Свидетельство о рождении».

«Эта книжка невеличка

Нет рисунков на страничках

Но в любое время года все расскажет про тебя».

В свидетельстве о рождении закреплено право на имя. Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя.

А к кому обращаетесь по имени, отчеству?

Что еще есть у человека, кроме имени? Откуда берется отчество у человека?. Отчество присваивается ребенку по имени отца. Каждый ребенок имеет право иметь семью, любовь и понимание родителей.

3 право Ребенок имеет право на дом.

У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. 

Каждый из вас имеет право на отдых. Воспользуйтесь своим правом на отдых -У вас сейчас очень удивительное время. Вы можете сообща: петь, играть и веселиться, бегать, прыгать и резвиться!.

В нашей стране все дети имеют право на бесплатную медицинскую помощь.

Вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок.Но каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свобода не мешали правам и свободам других людей.

Игра-викторина «Права и обязанности ребенка». Закончите стихотворение.

Подборка книг для детей о праве.

Урок милосердия «Твори добро во благо людям».

Здравствуйте, дорогие друзья!Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». А что такое доброта? Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта — всё положительное, полезное, хорошее. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто нам кажется, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

Существует множество пословиц и поговорок о добре.

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

Предлагаю вспомнить вежливые слова.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…

Зазеленеет даже пень, когда услышит…

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…

Когда нас бранят за шалости, говорим…

И во Франции и в Дании на прощание говорят…

Легко или трудно быть добрым?

Нечасто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился. Дадим совет: избегайте конфликтов, ссор, непродуманных поступков. Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится сварливым, несдержанным, злым.

Нельзя причинять даже самого маленького страдания ничему живому. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения. Проявляйте участие к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, помогайте им выжить.

Доброта всегда возвращается! Эти слова напомнили мне о притче Леона Кона «Стакан молока».  Предлагаю вам её вспомнить.

Совершая добрые дела, многие люди не ждут похвалы и благодарности. Они просто делают это от чистого сердца!

А теперь поиграем в игру «Угадай-ка». Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.

Притча о доброте.

Чему учит эта притча?

Эта история учит не только творить добро, но и любить своих близких, и быть внимательней к тем, кто добр к миру. 

Наше мероприятие подошло к концу. Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

До новых встреч!

Познавательный час «В космос всем открыта дверь» (Всемирный день авиации и космонавтики)

 

«Облетев Землю на корабле-спутнике,

я увидел, как прекрасна наша планета.

Люди, будем хранить и приумножать

эту красоту, а не разрушать ее».

(Ю. Гагарин)

  

   Наш праздник мы посвящаем 60-летию полета в космос первого в мире космонавта — Юрия Алексеевича Гагарина. Давайте перенесемся на 60 лет назад.

 

 

Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Га-га-рин», «Юрий», «СССР». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам. Простого, обаятельного человека. Он стал героем всей Земли.

   Люди издавна мечтали оторваться от земли. В древних преданиях остались воспоминания о том, как люди мастерили себе крылья, привязывали их к рукам и прыгали с высоких домов, надеясь удержаться в воздухе.

   Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения — небо. Но как? 

Дедал придумал очень интересное приспособление — крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море.

С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля, вращаясь вокруг солнца, делает один оборот вокруг своей оси за год. 
Следующим шагом было изготовление воздушного шара с корзиной для пассажиров. Но шар летел недолго и низко.

Потом был создан дирижабль.

Ну, а затем всем знакомый самолет.

   После того, как человек изобрел самолет и завоевал небо,  он не мог остановиться на достигнутом. Его манил космос.
Что такое космос? Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». «Современное понятие космос включает всё пространство Вселенной, в том числе и Землю, околоземное и межпланетное пространство».

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он мечтает о космических путешествиях. Читая книги по физике, химии, астрономии, математике создаёт чертежи будущего космического корабля. Константин Эдуардович Циолковский — гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. Во всем мире признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.

Друзья предлагаю вам себя проверить и ответить на вопросы викторины:

«Космос знакомый и незнакомый»

 

 

И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине второго искусственного спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев — конструктор ракетных систем. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полёт человека и выход человека в космос.

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите.

   Работа в космосе теперь длится долго. Стартуют новые корабли, орбитальные станции кружат вокруг планеты. Уходит в небо одна экспедиция, другая готовится к полету. В космосе работают мужественные люди, герои!

   Первыми космонавтами были пилоты-летчики.

 Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

    И условия работы космонавтов стали иными. «В своем первом полете я даже побриться не мог, а на борту «Салюта» была настоящая баня» (из рассказа летчика-космонавта А. Николаева).

   Сегодня работа в космосе — это научные исследования и повседневная труд во имя прогресса во всем мире. Вот почему в космос стали летать международные экипажи. Совместно с нашими космонавтами в космосе побывали космонавты из  других стран.

   Из множества профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Быть космонавтом – это настоящий подвиг, поэтому все космонавты, побывавшие в космосе, имеют звание Героя СССР и России. 

Американский астронавт НАСА, лётчик-испытатель, космический инженер, профессор университета, военно-морской лётчик США. Нил Армстронг сказал: «Не знаю, доказал ли я это всем, но я точно доказал это себе: мы не прикованы к этой планете».
 В период первых полетов в космос в обществе не прекращались разговоры о космических исследованиях, казалось, что вот-вот он покорится человеку. Космонавты были популярны, как сегодня кинозвезды.

   В настоящее же время в мире насчитывается меньше сотни работающих  космонавтов, и мы очень мало знаем об их деятельности. Человечество стало понимать, что исследовать космос — это романтическая, но тяжелая работа, к тому же, связана с большим риском. Но что мы знаем о современной работе  в космосе?

  1. Космонавт (астронавт)

    Что делает?Проводит биологические, химические, физические исследования на Международной космической станции и в открытом космосе. Испытывает новую технику, ремонтирует бортовое оборудование, предотвращает аварийные ситуации. В течение 6 месяцев работает, спит и ест в невесомости в интернациональной команде космонавтов. Каждый день любуется Землей и звездами из иллюминатора.

  2. Астроном

    Что делает?Наблюдает за космическими объектами, включая планеты, звезды, галактики. Астрономы могут опираться на данные наземного (телескопы) или космического оборудования (зонды). Анализ данных, которые они собирают, дает ключ к вопросам космического масштаба: возраст и строение планет, размеры и происхождение вселенной.

    3. Инженер-конструктор

    Что делает?Проектирует, строит и испытывает самолеты, ракеты и космические корабли. В своих работах они должны учитывать ограничения каждой среды. Например, поскольку реактивные двигатели не работают в космосе, где нет воздуха для толкания, инженеры аэрокосмической промышленности вместо этого используют ракеты, которые работают на жидком кислороде и ракетном топливе для создания тяги.

    4. Инженер бортового оборудования

    Что делает? Исследует, проектирует, разрабатывает и тестирует компьютерные системы и оборудование, которые используются для измерения активности в космическом пространстве или на Земле. Им важно уметь составить техническую документацию, чтобы любой космонавт потом мог воспользоваться или отремонтировать оборудование.

    5. Авиамеханик

    Что делает? В сотрудничестве с другими специалистами создает такие продукты, как датчики, инструменты, двигатели или ремонтирует машины, которые необходимы для космических полетов. Например, они  могут сотрудничать с инженерами-конструкторами для разработки рулевого механизма на соплах ракет.

    6. Инженер-строитель

    Что делает? Проектирует или строит инфраструктуру космодрома. Вокруг космодромов вырастают целые города, которым требуются инженеры, а также строительные рабочие — маляры, штукатурщики, бетонщики, крановщики и другие специалисты.

  3. Космический биолог

    Что делает? Исследует биологические системы в условиях космоса и на других планетах. специалисты этой профессии смогут выращивать на космических станциях растения и разводить животных.

    8. Специалист по космической медицине
    Что делает? Проводит отбор космонавтов для полета, следит за их самочувствием и психологическим состоянием. При его участии проектируются скафандры и системы жизнеобеспечения летательных аппаратов.

    9. Менеджер космического туризма

    Что делает? Разрабатывает программы для туристов, которые хотят побывать в космосе в развлекательных целях. Контролирует процесс подготовки туриста к полету. Пока в космосе побывало 7 непрофессиональных космонавтов, и вопрос менеджмента таких полетов только появился, но с развитием частных космических организаций эта профессия станет востребована.

       Чтобы бороздить просторы Вселенной, нужны хорошие знания, многое уметь, быть смелыми и трудолюбивыми. А еще нужно любить свою планету – Землю. Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим ответ: «С мечты».

   Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

   Космос — это будущее человечества. Трудно представить более романтичную и перспективную сферу деятельности, чем освоение космоса.
   В космической отрасли есть перспективы для развития самых разных специальностей.

   И если вы всегда мечтали быть ближе к звездам, то выбирайте свой путь на космическую орбиту.

Друзья, если вы хотите узнать больше об истории, развитии космоса, то всё это можно прочитать в книгах, которые находятся в нашей библиотеке.

А истории сказочные и не сказочные,  в которых герои, летают на луну на пушечном ядре, придумывают межпланетный корабль и вообще живут на других планетах. Не смогут вас оставить равнодушными.

До новых встреч!

#гагарин60 #первыйвкосмосе  #поехали  #годгагарина  #космоснаш #русскийкосмос #российскийкосмос

Громкое чтение «Весенний калейдоскоп»

Здравствуйте, ребята!

Вот и наступила весна.

Именно в это время природа просыпается после зимнего сна. Все вокруг оживает: тает снег, распускаются цветы на деревьях, цветут сады, из теплых краев возвращаются птицы, начинаются полевые работы. Жизнь начинает бить ключом: вокруг слышно журчание ручьев, пение птиц.

Недаром люди говорят: «Весна днем красна». В эту пору года на смену холоду приходят теплые солнечные дни. В народе существует много примет весны, по которым, можно предугадать будущую погоду: какого ждать лета, будет ли урожай в этом году.

Приметы весны

  • Пчелы или другие насекомые уже в конце февраля вылетают — весна уже на пороге, потому что насекомые теплолюбивые существа.

  • Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

  • Птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев и зданий — к холодному лету.

  • Если весной много паутины – к жаркому лету.

  • Март сухой, апрель сырой, май холодный – год хлебородный.

  • Если облака плывут высоко — к хорошей погоде.

Я вам рассказала о некоторых приметах весны, но, наверное, вы знаете и другие приметы?

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о явлениях природы весной. 

На Руси издавна встречали весну. Устраивали гуляния – водили хороводы, зазывали Весну – красну.

В каждом доме лепили из теста птичек – жаворонков. У кого не было теста, лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы.

Птичек раздавали детям, и ребята с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты и кричали:

Жаворонки, жаворонки прилетите!
Весну — красну принесите,

Зиму — холодну унесите!

Кроме изготовления жаворонков на Руси встреча весны сопровождалась изготовлением кукол — оберегов.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день – 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Именно тогда – в погожий весенний день — девушки выходили рукодельничать на улицу и делали веснянок – ярких кукол.

Веснянки были оберегами юности, красоты, поэтому имели задорный, яркий образ. Обязательным атрибутом была длинная коса радужных оттенков. Косу куклы украшали лентами, бусинами, первыми цветами. Коса также была воплощением девичьего счастья и удачи. Поэтому девушки обменивались куколками и желали друг другу здоровья, красоты и радости.

 

Сделать Веснянку самостоятельно легко. Для этого не потребуется специальных навыков или умений.

Материалы, которые пригодятся:

— разноцветные лоскутки ткани;

— ножницы;

— шерстяные нити разных цветов (чем ярче, тем лучше).

А также немного усердия и хорошего настроения!

 

Теперь вы знаете, что такое кукла – оберег  и как можно ее самостоятельно изготовить.

Это прекрасное время года воспевали многие поэты. И теперь для вас следующее задание: прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов и отгадайте, чьи это строки?

Правильные ответы я жду от вас в комментариях или  сообщениях.

 

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;
Ласточка с весною,
В сени к нам летит.
С нею солнце краше,
И весна милей…
 

Кто написал это стихотворение?

Черёмуха душистая,
С весною расцвела,
И ветки золотистые,
Что кудри, завила…

Кто автор этого стихотворения?

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

А это узнали стихотворение?

Чтобы справиться с этим заданием вам помогут книги, которые вы можете взять в нашей библиотеке. 

А сейчас, ребята, для вас следующее задание: ответьте на вопросы нашей викторины о весне, а за ответами вы можете обратиться к книгам. 

А сейчас, послушайте стихотворение в исполнении наших постоянных читателей братьев Елисея и Тимофея Колгановых. 

Для вас читает стихотворение Самуила Маршака «Апрель» Колганов Елисей, 7 лет. 

А сейчас послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «К нам весна шагает!», читает Колганов Тимофей, 5 лет. 

Спасибо ребятам за прекрасное исполнение стихотворений. Но наше мероприятие подошло к концу. Желаем, вам дети, прекрасного настроения, радости и веселья. 

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Познавательный час «Познай-ка».(Мир детских энциклопедий).

Здравствуйте, ребята! Обо всем хочется знать. И сотни вопросов роятся у вас в голове. Кто? Что? Откуда? Где? Когда? Как? Почему? Конечно, все на свете узнать нельзя. Вы растете, учитесь, читаете хорошие книги, но некоторые слова, некоторые вопросы из книг вызывают у вас трудности, требуют пояснения. Как объяснить непонятное? В этих случаях надо обратиться к справочной литературе, которая есть в каждой библиотеке.

Что же относится к этой литературе? Справочная литература, словари, справочники, энциклопедии.

Справочные издания – это издания, которые помогают нам про что-то узнать, перевести слово с одного языка на другой.

Если нам нужно узнать, как правильно пишется слово, как его перевести, как объяснить значение, то вы обращаетесь к словарям. Если вам нужны детальные сведения, вы обращаетесь к справочникам, если вам нужны более детальные сведения, обращаетесь к энциклопедии.

Энциклопедия – научный справочник в форме словаря.

Энциклопедии содержат отобранные в определенной системе сведения о

различных явлениях природы и общественной жизни.

Слово «энциклопедия» в переводе с греческого языка означает «круг знаний».

Первые книги энциклопедического характера появились в древнем Китае еще в XII-X веке н.э. В XIV веке центром энциклопедической литературы стал Египет.

Энциклопедии бывают разные. Те из них, что могут ответить на любой вопрос, называются универсальными. Они бывают и для взрослых, и для детей.

В других энциклопедиях материал собран по какой-то одной отрасли науки или деятельности, например по географии, физике, истории. Такие энциклопедии называются отраслевыми.

Сегодня, ребята, мы с вами поговорим об одной детской энциклопедии под названием «Что такое? Кто такой?». О том, как она построена, как найти рассказ на ту или иную тему.

Впервые энциклопедия для любознательных детей вышла в России в 1967 году в двух томах. Ее название «Что такое? Кто такой?» придумал детский писатель Лев Кассиль. Затем появилось второе и третье издание, каждый раз с новыми, дополнительными сведениями. Но всякий раз поднятые паруса на обложке призывают читателя: «Ставьте вопросы как паруса, и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний» (Лев Кассиль).

В этих трех томах — более тысячи ответов на тысячу вопросов. Они раскрывают окно в бесконечно разнообразный мир растений и животных, гор и морей, стран и народов.

Обычно, когда ребятам дают книгу, взрослые говорят: «Читай все по порядку, не забегай вперед, не перескакивай через страницы». В этих же книгах тебе не обязательно читать все подряд. Их лучше читать, когда захочешь узнать что-то интересное, новое, не до конца еще понятное.

Но как расположить в трех книгах тысячу ответов, чтобы не запутаться в них и сразу найти нужный? Все рассказы в книгах расположены так, как идут буквы азбуки, по алфавиту.

Например, нас интересует страна Афганистан. Посмотрим содержание. Буква А — на странице 8. на этой странице перечислены все рассказы на букву А, которые есть в книге. Находим Афганистан. Рядом указан номер страницы – 107. Открываем ее. Здесь вы найдете флаг Афганистана, карту страны и рассказ о ней. И последнее. Во всей справочной литературе вам будут встречаться сокращенные слова. Эти сокращения общеприняты. Например, в. – век, вв. – века, г. – год, гг. – годы, м – метры, тыс. – тысяча и так далее.

Блиц-опрос.

Подводный мир.

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги.

Литературная игра «По следам Снежной королевы»

„Нет сказок лучше тех,

которые создаёт сама жизнь“.

Ганс Христиан Андерсен

Сказками увенчан, как цветами.

Строк его вкушаем благодать.

Наши папы, бабушки и мамы

Брали сказки в детскую кровать.

Открываю том его прекрасный

В поле, в доме, в школе и в лесу…

Сказок его радужные краски

Я сквозь жизнь, как праздник, пронесу!

                            (А. Трофимов)

   Давайте мы с вами откроем обложку–дверь в сказку «Снежная королева» и совершим удивительное путешествие в  этот замечательный волшебный мир Ганса Христиана Андерсена.

   Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе..Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына.  Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал  мальчику отец. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот.

  — Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра.  Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес.  Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он  получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

   В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

    — Андерсен  много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира.

— А теперь давайте отправимся в удивительный волшебный мир Снежной королевы.  

 Викторина наша основывается именно на этой сказке.

   Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие словами открывается сказка «Снежная королева»:

«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»?

Друзья давайте теперь попробуем узнать героя сказки:

   «Снежная королева» — сказка Ганса Христиана Андерсена в семи главах, впервые была опубликована 21 декабря 1844 года в томе «Новые сказки. Первый том. Вторая коллекция. 1845.» Это одна из самых длинных и самых популярных сказок Андерсена.

   Давайте узнаем, какова роль  героев  в сказке и ответим на вопросы викторины: «Кто есть кто?»

   Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.

   И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена.

   Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

Давайте соберём паззл и посмотрим как выглядит этот памятник:

   И хоть сегодняшнее  наша  литературная игра закончилось, но  самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

Читайте, любите сказки Х. К. Андерсена.

До новых встреч!!!