27 марта 2021 года — 140 лет со дня рождения писателя Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925).
«Над рассказами писателя до сих пор смеются обожаемые им дети. Теперь уже – дети XXI столетия.Думается, Аркадий Тимофеевич посчитал бы это высшей наградой».
В. Д. Миленко.
Аркадий Аверченко – русский писатель, сатирик, театральный критик, редактор журнала «Сатирикон». Его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, а простая читающая публика жаловала писателя титулом «короля смеха».
И не зря так считали, ведь личность Аверченко была окружена мифами и слухами. В автобиографических рассказах он подшучивал и над собой, искажал многие факты и детали биографии. К примеру, долгое время не была известна точная дата рождения Аркадия Аверченко. Писатель указывал разные даты в автобиографиях. В разных источниках указаны разные годы и числа. Так на могиле писателя в Праге указан 1884 год рождения. Но чаще всего указывается дата 27 марта 1881 года.
«Еще за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения» – так в сборнике «Веселые устрицы» в 1910 году начал изложение своей автобиографии Аркадий Тимофеевич Аверченко. Эта автобиография составлена из нескольких маленьких частей-рассказиков, описывающих в общих чертах отношение автора к своей жизни, семье, началу трудовой деятельности.
Ребята, я предлагаю познакомиться подробнее с жизнью и творчеством этого удивительного и загадочного писателя.
Первые годы жизни, отрочество и юность . Начало творческой деятельности.
Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27 марта (15 марта по старому стилю) 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца, который вскоре разорился.
С 15 лет Аркадий начал зарабатывать себе на жизнь, он служил сначала младшим писцом в транспортной конторе Севастополя, затем конторщиком в Брянске и Харькове. Конторщик из Аверченко получился плохой, с начальством он «вел себя юмористически», и не выгнали его только потому, что он смехом, шутками, замысловатыми анекдотами освежал окружающих, «погрязших в работе, скучных счетах и дрязгах».
Аркадий Аверченко в юности
Через год попал на каменноугольный рудник. «Это был самый грязный и глухой рудник в целом свете», – вспоминал Аверченко. Вокруг он видел только непосильный труд и безнадежность.
Через три года, вместе с правлением рудников, Аверченко переехал в Харьков. Здесь состоялся литературный дебют Аркадия Аверченко. Первый рассказ «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 году. Для едва обученного грамоте 22-летнего служащего это было большим событием. А в 1903 году в газете «Южный край» он впервые опубликовал свой рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Начинающий литератор публиковал фельетоны и рассказы в газетах.
В эту пору Аверченко приехал в Петербург, чтобы его покорить и очень скоро безвестный самодеятельный журналист становится ведущим сотрудником, а затем и редактором журнала «Сатирикон», который в течение последующего десятилетия станет самым популярным изданием дореволюционной России. Аверченко был в нем сначала сотрудником, затем постоянным редактором, а позже и владельцем. В нем печатались Саша Чёрный, С. Городецкий, Тэффи. Время от времени на страницах нового журнала свои произведения публиковали А. И. Куприн А. Н. Толстой, А. Грин. Позже в «Сатириконе» печатались О. Э. Мандельштам и В. В. Маяковский и другие замечательные прозаики и поэты.
В 1910 году вышли три первых сборника Аркадия Аверченко – «Юмористические рассказы», «Веселые устрицы» и «Зайчики на стене». А затем каждый год выходили новые книги и переиздавались вышедшие ранее: «Круги на воде», «О хороших, в сущности, людях», «Черным по белому», «Рассказы для выздоравливающих», «Сорные травы», «Синее с золотом».
Критики называли писателя русским Марком Твеном за откровенный смех и необычность стиля. В своих публикациях Аверченко бичевал замшелость общественных устоев России, мещанство с его ленью, жадностью и глупостью. Юмор Аверченко способен вызвать улыбку на устах даже самого серьезного читателя. Произведения сатирика печатались огромными тиражами, мгновенно раскупались и неоднократно переиздавались.
Литературное творчество писателя.
«Король смеха» Аркадий Аверченко писал не только для взрослых, но и для детей и про детей. Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко характеризуется добрым юмором, беззаботностью, искренней любовью к жизни. Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные, с удивительной непосредственностью и жизнелюбием.
Дети в понимании писателя чисты и бесхитростны, они обладают свежим взглядом на мир. Им противопоставлены взрослые, жизнь которых наполнена корыстью и себялюбием.
«О маленьких – для больших» – так назывался сборник рассказов о детях, вышедший в 1916 году в издательстве «Нового Сатирикона». На экземпляре сборника, подаренного П. М. Пильскому, Аверченко сделал надпись: «Если я так люблю чужих детей, то, как бы я любил и ласкал своих».
А. Т. Аверченко принадлежат и другие замечательные выражения: «…из всех человеков милей всего моему сердцу дети», «…с детьми я прикидываюсь невероятно наивным, даже жалким человечишкой, который нуждается в покровительстве и защите. Может быть, в глубине души малыш даже будет немного презирать меня. Пусть. Зато он чувствует свое превосходство, берет меня под свою защиту, и душа его раскрывается передо мной, как чашечка цветка перед лучом солнца».
Обложка сборника «О маленьких – для больших». 1916 г.
Главные герои его рассказов обычные девчонки и мальчишки: озорные и серьезные, смелые и скромные, веселые и грустные…
Его рассказы из обыденной жизни советской семьи. И предназначены они для чтения как детям, так и взрослым.
Аверченко посвятил немало произведений детям, среди которых оказался и рассказ «Вечером», написанный в 1909 году. Его он посвятил племяннице Лиде Терентьевой. Он изобразил два совершенно противоположных мира — взрослых людей и детей.
Главной темой произведения является отношение детей и взрослых. Это можно чётко отследить по взаимоотношению двух главных героев — Лидочка и её дядя.
В своём произведении Аверченко пытается донести до читателя, что порой нужно срывать с себя маски серьёзности и попробовать посмотреть на мир детскими глазами. Возможно, он станет от этого гораздо красочнее. Если взрослые хоть иногда перестанут быть чопорными и надменными, то станут лучше понимать своих детей и их потребности, где общение двух поколений будет приносить радость каждому из них.
Наибольшее развитие тема детства в произведениях А. Т. Аверченко получила в послереволюционные годы: «Трава, примятая сапогом» (1919), «Дети» (1922), «Отдых на крапиве» (1924).
Последние годы писателя.
Летом 1918 года «Новый Сатирикон», который редактировал Аверченко, был запрещен новой властью. Дело в том, что после победы большевиков в 1917 году Аверченко вынужден был эмигрировать в Константинополь, а затем в Прагу.
Король в изгнании лишился своего литературного королевства, а вместе с ним славы и достатка. Добрый юмор писателя сменился на злую сатиру в духе Салтыкова-Щедрина. Теперь для Аверченко существуют две краски: белая – это дореволюционная Россия, черная – советская Россия.
Даже названия сборников звучат по-другому: «Нечистая сила», «Смешное в страшном», «Дюжина ножей в спину революции», «Рассказы циника» и т.д. В эмиграции пером Аверченко движет не любовь, а ненависть.
12 марта 1925 года Аркадий Аверченко скончался в Праге, где и был похоронен на Ольшанском кладбище.
Нерукотворным памятником Аркадию Аверченко стали сорок четыре сборника его рассказов и экранизации произведений писателя-юмориста. И в наше время его книгами зачитываются и его рассказы очень легки и приятны, они пронизаны незлобной веселостью автора, но при этом они вызывают, наряду со смехом, грустную улыбку.