Литературный час «Очарованный Русью странник»

Здравствуйте, ребята!

Сегодняшнее наше мероприятие посвящено творчеству русского писателя Николая Семеновича Лескова.

В этом году ему исполняется 190 лет со дня рождения.

Творчество Николая Семеновича Лескова – нетленная и поразительно колоритная страница в истории русской литературы.

Максим Горький считал Лескова одним из «творцов священного писания о русской земле».

Николай Семенович Лесков родился 4 (16) февраля 1831 года в сельце Горохове Орловского уезда.

Его отец был чиновником. У матери были дворянские корни. Николай – старший из пятерых детей. Проживали Лесковы в своем родовом имении в Орле.

Когда мальчику было семь, он с родителями, младшими братьями и сестрами переезжает в село Панино. Там Николай интересуется бытом и языком сельских жителей. Простые люди считали Лескова своим. Всё это отпечаталось на его дальнейшем творчестве.

Первые детские годы прошли на Третьей Дворянской улице, ныне Октябрьской. Позднее Лесков часто вспоминал домик в Орле недалеко от обрыва над рекою Орликом, Панин хутор, крестьянских ребятишек, с которыми ходил в ночное, мельника дедушку Илью, учившего его почитать простой народ. Детство стало для Лескова родником светлых и отрадных «памятей» и позволили ему с гордостью говорить: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе. Я с народом был свой человек…».

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

Впоследствии Лесков скажет о себе: «В науках далеко не зашелся», — и назовет он себя «малообученным» для литературного дела.

В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова – от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города. Был вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлёкся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами, что оказало значительное влияние на мировоззрение будущего писателя.

В 1857 он ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина. Во время службы он изъездил почти всю Российскую империю: служба «требовала беспрестанных разъездов, удерживала в глухих захолустьях». Лесков увидел Россию во всем многообразии ее характеров, быта, нравов, языка, пейзажа. Это все помогло ему стремительно и свободно войти в русскую литературу. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творческая жизнь.

1860 год считают началом творческого Лескова-писателя, в это время он пишет и публикует статьи в различные журналы. Через полгода он переезжает в Санкт-Петербург, где планирует заниматься литературной и журналистской деятельностью.

В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты “Северная пчела”. Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию и Польшу. Ему была близка и симпатична жизнь западных народов-побратимов, потому он углубился в изучение их искусства и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию.

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1867).

Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В 1860-м году Лесков опубликовал свое первое произведение: «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» в журнале «Отечественные записки». Долгое время публиковался под псевдонимом Стебни́цкий.

С 1861 года один за другим появляются его рассказы, очерки, повести и хроники, поразившие современников глубоким проникновением в народную психологию, знанием реальных условий жизни народа, широким охватом различных слоев социальной жизни России. С самого начала в творчество Лескова прочно вошла тема русского нигилизма и нигилистов, проявляющаяся с той или иной степенью открытости в романах, повестях, рассказах «Обойденные», «Островитяне», «Соборяне», «Путешествие с нигилистом» и другие.

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году. Долго изучая и наблюдая за жизнью русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, из-под пера Лескова выходят рассказы:  “Погасшее дело” (1862), повести “Житие одной бабы” (при жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман»), “Овцебык” (1863) и  “Леди Макбет Мценского уезда” (1865).

 

В романах “Некуда” (1864), “Обойденные” (1865), “На ножах” (1870) писатель раскрыл тему неготовности России к революции, в которых продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения.

Примерно в это время Н.С. Лесков дебютировал и как драматург.

В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни.

Иллюстрация к детской книге XIX века. 

Н.С. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами.

Но главной в творчестве Лескова становится тема праведничества.

В 1870-е годы писатель создает хронику «Соборяне», цикл «Праведники», рассказ «Запечатленный ангел», повесть «Детские годы», рассказ «На краю света», очерки «Мелочи архиерейской жизни», хронику «Захудалый род» и др.

Неотъемлемой чертой «праведников» выступает способность их мыслить о родине, о ее судьбах. Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881).

Забота о родине — последняя мысль умирающего Левши: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этой верностью Левша перекрестился и помер».

Тема праведничества прослеживается также в повести «Очарованный странник», которая  была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования: Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Иван Северьяныч Флягин — главный герой повести . Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру в поселок Корела. Будучи заложником судьбы, главный герой совершил в молодые годы тяжкие преступления и считает себя великим грешником.

Однажды в юности он убивает монаха, а потом стал его постоянно видеть во сне. Убитый монах ему предсказал, что жизнь его будет полна опасностей, и он много раз избежит гибели, но, в конце концов, должен пойти и принять постриг.

Из этой повести мы узнаем, что он был крепостным и однажды был несправедливо наказан, и хотел повеситься, но был спасен цыганом, с которым затем крал лошадей. Затем попал в плен к татарам и долго жил у них на положении пленного раба. Через несколько лет сумел бежать и вернуться вновь к хозяину, но убил там женщину — цыганку Грушу, а потом ушел на войну, где получил орден. Но это его не спасло. После этого он ушел послушником в монастырь и теперь живет в ожидании скорого конца.

Созданный автором образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека — жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур».

В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», «Дурачок» и другие.

Последние годы жизни.

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде. Его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер  («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»), где наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах журнала «Вестник Европы» за 1891 год. Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет.

В своих произведениях писатель обличал действующую власть. Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чёртовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник Карл Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз», она была напечатана лишь после 1917 года.

В биографии Лескова много интересных фактов. К примеру, он был идейным вегетарианцем. Он верил в то, что убивать животных нельзя. И даже одним из первых предложил создать специальную книгу с рецептами для вегетарианцев.

Умер Николай Семёнович Лесков 21 февраля [5 марта] 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы,  мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

 Музей Николая Семёновича Лескова был открыт в Орле 47 лет назад – 2 июля 1974 года – на улице Октябрьской (бывшей – Третьей Дворянской) в доме номер 9. Это до сих пор единственный в стране, да и во всем мире, литературно-мемориальный музей писателя.

А сейчас ребята, если вы внимательно прочитали статью, то вашему вниманию предлагается викторина о жизни и творчестве Лескова. 

А познакомиться с творчеством писателя вам помогут книги:

Известно, что Лесков до последнего времени считался писателем «второго ряда» и не включался в число классиков. Но все изменилось после Революции.  Он “народный писатель”, который в своих произведениях осветлял жизнь крестьян, прислуги, простого люда. Поэтому и заслужил всенародное уважение и любовь. Его творчество и сейчас продолжают изучать в школе.

Лев Николаевич Толстой не случайно пророчески предрек: «Лесков — писатель будущего».

Спасибо за внимание!

Связанные изображения: