Литературная викторина «Сказки Тихого Дона»

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня наше мероприятие посвящено юбилею книги «Сказки Тихого Дона» замечательного писателя, нашего земляка Петра Васильевича Лебеденко.

В 2021 году сборнику сказок «Сказки Тихого Дона»  исполняется 71 год.

Я предлагаю вам познакомиться поближе с жизнью и творчеством П.В. Лебеденко и поучаствовать в онлайн-викторинах, посвященных его чудесным сказкам.

Петр Васильевич Лебеденко родился 20 марта 1916 года в городе Сарапуле Удмуртской АССР.

Детство его прошло в Азове Ростовской области, древнем городе на взморье. С тринадцати лет он жил в детских домах. Там он катался с товарищами-подростками в утлой лодочке по бесчисленным гирлам Дона, ловил рыбу, до черноты загорал на горячем песке, мечтал о немыслимых приключениях, о подвигах, о полётах в небесную синь.

Мальчишеские мечты сбылись ровно через десять лет. В 1936 году Петр Лебеденко поступил в Батайское авиационное училище гражданского воздушного флота. Четыре года учился летать на самолетах У-2, легендарных «небесных тихоходах», вошедших в книги, фильмы и песни. Примечательно, что экзамены у молодых выпускников батайского училища принимал советский ас Валерий Чкалов.

Но прогремели первые залпы Великой Отечественной войны, и вот уже в крепких руках молодого летчика – штурвал боевого самолета. Во время Отечественной войны сделал более восьмисот вылетов, чаще всего в тыл противника, к партизанам. За боевые заслуги удостоен наград, в том числе ордена Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и 11 степени, польского ордена «Серебряный крест за заслуги» и других.

Однажды Лебеденко получил приказ вывезти с передовой линии, из-под огня противника, корреспондента «Красной звезды». Невысокий остроглазый полковой комиссар с четырьмя «шпалами» в петлицах запомнился летчику, хотя их встреча была мимолетной. Когда благополучно приземлились, Лебеденко узнал фамилию военного корреспондента: Михаил Шолохов. 

Демобилизовавшись, Петр Васильевич продолжил воздушную службу на земле. Он получил назначение на должность начальника небольшого аэропорта в городе Миллерово. И здесь состоялась вторая встреча с Шолоховым. Михаил Александрович вспомнил летчика, который вывозил его в 1942-м с передовой, и фронтовое знакомство превратилось в дружбу. Когда Шолохов приезжал из Ростова или Москвы на поезде на станцию Миллерово, дальнейший путь он предпочитал преодолевать на самолете-«кукурузнике». И настаивал, чтобы за штурвал садился Петр Лебеденко.

Шолоховское благословение определило писательскую судьбу Петра Лебеденко. Он всерьез занялся литературным трудом.

Начиная с 1954 года, одна за другой выходят книжки приключенческих повестей и рассказов для подростков: «В дальнем лимане», «Клуб отважных», «Компас», «Шхуна «Мальва» и другие.

Также по совету Шолохова, П.В. Лебеденко написал ряд произведений о летчиках, как военных, так и гражданских. Потом стали появляться романы и повести: «Льды уходят в океан» (о жизни Крайнего Севера), «Люди, как реки…» и «Черные листья» (о нелегком труде шахтеров), «Повесть о разведчике». Ярко и образно писал Петр Васильевич и о трудной службе летчиков, о войне, о верности долгу Родине, о дружбе, о подлости и предательстве.

 

И все же первыми книгами Петра Васильевича были книги не о летчиках. Они были адресованы детским читателям.

В 1950 г. издательство Ростиздат выпустил его «Сказки Тихого Дона».

В каждой сказке – свои герои, своя мораль, свой нравственный урок.

В основе сюжета «Сказок Тихого Дона» лежит сравнение доброго и злого, слабого и сильного. Причем добро всегда побеждает.

Петрусь-мальчонка русский, мужественная Светланка, добрая Груня, храбрый Игнатка, казак Макар Бесслезный  – читателям полюбились эти герои. Добрые, мудрые русские люди живут на Дону, землю пашут, рыбу ловят, детей уму-разуму учат, стариков почитают, соседям не угрожают, все живое от зла и гибели защищают. Да нет им покоя от злобных сил: то чудовище водяное, кровожадное, о семи головах, из чужедальных морей заплывает, то ворог со злодейским войском нападает. И бьются насмерть за родину, за свободу, за земляков своих и за всех людей добрых и стар, и млад, и с ними стойкий мальчик Петрусь, храбрая Светланка, Василек и Игнатка.

Всех их объединяет мудрость, доброта, любовь к родной земле, борьба за счастье народа.

Петр Васильевич позднее вспоминал: «Откуда они приходили, эти образы, в каких рождались клетках, до сих пор даже самому себе не могу объяснить. Нигде, никогда и ни от кого я не слышал и слова о том, о чем писал. Все рождалось мгновенно и для меня самого загадочно.

«Сказки Тихого Дона». Название пришло само собой, удивительно легко, и удивительно легко перо побежало, будто все уже выношено и заранее обдумано, хотя еще четверть часа назад ничего подобного и в голову не приходило. К вечеру одна из сказок была написана. Я испытывал не только какое-то неизведанное доселе чувство удовлетворения, но и подъем, и неистребимое желание снова сесть и писать, ни на мгновение не отвлекаясь».

Судьба оказалась для первой книжки весьма счастливой: когда я показал ее М.А. Шолохову, он сказал: «Неплохо. Довольно-таки неплохо!».

Сказки в книгах для детей у Петра Васильевича Лебеденко — «Сказки Тихого Дона», «В дальнем лимане», «Доброе сердце дороже красоты»– как мостик, который объединяет их и ведет юного читателя от книжки к книжке.

«Сказки Тихого Дона» давно вошли в золотой фонд русской литературы, став ярким примером авторской фольклористики.

Надеемся, что и вас они не оставят равнодушными.

Давайте с вами познакомимся с этими замечательными сказками.

Сказка «Петрусь – мальчонка русский»

Мальчику Петрусю было десять годков, когда его похитил злой орел, он хоть и вырос в ханской неволе, но не забыл своей родной сторонушки, своего Тихого Дона. Копил в себе силу духа на борьбу с ханом турецким в образе хищного орла. Как не пытался хан воспитать его в ненависти ко всему доброму и живому, сохранил Петрусь свою душу русскую, не запятнал ее кровью невинных. А пришло время, восстал Петрусь против хана и морской царевны Зуралы, только силы были неравны, как увидел герой, что не устоять ему против них, подумал «Эх, стали бы мои ноги каменными – не видать бы разбойникам Тихого Дона…». И окаменели его ноги, и стала его грудь утесом, и разбился об утес насмерть хищник злой, не стала больше литься кровь русская от его когтей, не льются больше слезы материнские от горя страшного.

 

«Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице».

В тяжелую битву за Тихий Дон вступила девица Светланка со зверем–рыбой Чудом-чудищем. Помогли ей в том рыбки-стерлядки, одарили волшебной палицей и волшебной кольчужкой, да только с условием: сотню лет жить рыбой. Не было в ней сомнения, соглашаться ли сто лет носить волшебную кольчужку, в Дону плавать, и землю родную от горя избавить. А серая волчица быстрее ветра доставила Светланку к месту жестокой битвы. Победила храбрая девица Чудо-чудище, стала маленькой рыбкой и осталась жить в реке. А только «…старые люди говорят, что когда приходил откуда-нибудь враг на Тихий Дон, появлялась на серой волчице девица-красавица в рубашке-кольчужке, с волшебной палицей в руках, — и бежал тогда враг с Тихого Дона».

Сказка «Игнатка»

Герой сказки Игнатка помнил слова деда: «Нет на свете ничего сильнее силы народной, Игнатка. Когда трудно будет тебе в жизни – ищи силу в людях, и будешь ты сильным их силой» . Эта сила народная помогла мальчику спасти дочь славного богатыря Тихого Дона Пи-кви-ли-ви от злого Кваррадамала, спасти русских людей от его ига. Чуть было не погиб Игнатка, поверив Кваррадамалу, притворившимся дряхлым стариком, выпил сонного зелья. Спас его богатырь Тихий Дон, да впредь наказывал: «Запомни, Игнатка: не всякие сладкие речи – мед».

Сказка «Доброе сердце дороже красоты»

Эта сказка о необыкновенно доброй девушке Груне и ее злой сестрице Улите рассказывает нам сказка «Доброе сердце дороже красоты» . Ушел казак на войну и почувствовал в себе силу богатырскую, а сила в нем — от сердца девушки Груни, от доброты ее. Решил казак найти девушку, да облик ее забыл, одна надежда — отметинка от его поцелуя у нее на руке осталась. Злая Улита решила убить Груню и самой стать женой казака. Совсем было свершилось дело злое, да вмешалась старушка древняя. Оживила Груню, а Улиту наказала: превратила ее в улитку-горбатку. Казак узнал девушку, обнял ее и сказал: «Доброе сердце дороже красоты. Будешь женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти».

 «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

Было это в те далекие времена, когда Горе Человеческое и Беда Людская пытались сломить казака Макара Бесслёзного. Но не зря его прозвали Бесслёзным.

Однажды лихой казак потерял своего доброго друга и помощника — коня, а затем жену, дочь и родной дом, но ни то, ни другое горе не сломили Макара и не проронил он ни одной слезинки. Но злые завистники увидели это, и задумали коварный план, как заставить казака заплакать и строили ему разные козни и препятствия.

В то время Горе человеческое и Беда людская похитили Песню легкокрылую, чтобы люди навсегда забыли о ней, чтобы в человеческих сердцах поселилась тоска и печаль. И тогда наш бравый казак отправляется на поиски песни, но ни горе, ни беда не справились с сильным духом и горячим сердцем молодца-казака Макара Бесслезного.

Викторина по сказкам П.В. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

А теперь, ребята, угадайте по картинке героев этих сказок. Удачи!

«Сказки Тихого Дона» написаны языком интересным и самобытным, присущим былинам, в которых заключена народная мудрость. Автор в своих произведениях использовал эпитеты, сравнения и другие средства словообразования, для передачи эмоций читателю.

Например, «Тихий Дон — река могучая, река раздольная, плещется, будто шепчется, как мать родная сына убаюкивает. Петрусь любит Тихий Дон больше жизни своей. Страдает от разлуки с ним».

Сравнения, «стали ноги каменные», «стала грудь каменная», «превратился в утёс высокий», «глаза как у жабы», «зубы как у акулы – страшны», «косы- водоросли».

А сейчас я предлагаю вам новую игру «Соедини слова».

Петр Васильевич Лебеденко оставил нам богатое литературное наследство.

Много романов и повестей написал он за свою жизнь: «Льды уходят в океан», «Четвертый разворот», «Черные листья», «Красный ветер», «Голубые дороги», «Особый рейс», «Навстречу ветрам», «Дважды жить не дано», «Повесть о разведчике», «Холодный туман». Вы обязательно их прочитаете  в старших классах.

За свою творческую деятельность Петр Васильевич был отмечен наградами: орденами Трудового Красного Знамени, «Знаком Почета». Также Петр Васильевич стал лауреатом премии Союза писателей СССР за роман «Льды уходят в океан» и премии Союза писателей РСФСР за повесть «Черные листья».

В 1974 году Лебеденко стал главой Ростовской областной писательской организации и находился на этой должности по 1986 год. Умер писатель-фронтовик 11 февраля 2003 года.

В г.Ростове-на-Дону есть детская библиотека имени Петра Васильевича Лебеденко, которая начала свою работу в декабре 2011 года.

Я предлагаю вам познакомиться с книгами этого удивительного автора, которые есть также и в нашей библиотеке.

Ребята! Читайте книги, ведь в них заключена мудрость, накопленная веками. Книги учат нас добру, отзывчивости, учат находить пути и решения в сложных ситуациях. 

М.Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам!». 

Спасибо за внимание. До новых встреч!

Информационный час «Знакомство с причинами возникновения пожаров. Детская шалость с огнем».


Дорогие ребята! Сегодня наше заседание клуба посвященно теме причинам возникновения пжаров. Огонь — вечный спутник человека еще с первобытных времен оказывал лю­дям не только пользу Часто, выходя из-под контроля, приносил неисчислимые бедствия. Огонь и поныне продолжает свое опустошительное шествие по городам и весям России. Даже сегодня, несмотря на технический прогресс в области пожарной безопасности и защиты, эта тема остается по-прежнему актуальной. Горят заводы, цеха, животноводческие фермы, жилые дома и леса. К сожалению, большинство пожаров происходят из-за беспечности человека. В чем же причина пожаров?

Основные причины пожаров

А она самая банальная: неосторожность обращения с огнем. Очень часто в домах,  квартирах и детских учреждениях причиной становятся детские шалости со спичками, разведение костров, поджог сухой травы. Курение в постели и бросание окурков с верхних этажей преврати­лось в эпидемию с чрезвычайно грустными последствиями. Телевизор, если он работает длительное время и оставлен без присмотра — жди беды. Иногда жиль­цы неправильно эксплуатируют электросеть, перегружают ее. В патроны вверты­вают лампочки повышенной мощности, неправильно пользуются электрически­ми розетками. Подключают тройники и удлинители, а к ним сразу телевизор, утюг, электрокамин, электроплитку и еще что-нибудь, что взбредет в голову. Проводка не выдерживает нагрузку, плавится, и происходит ее возгорание.

Утечка газа — одна из причин взрывов и пожаров. Как правило, при кипении жидкость заливает огонь. Газ заполняет кухню. Достаточно любой искры, кото­рая всегда проскакивает в выключателе, или попытки зажечь спичку, как воз­никнет пожар. Хорошее дело туристический поход в лес, на природу. Но плохо, когда забы­вают потушить костер или разбрасывают окурки, спички. Автотуристам тоже не следует забывать, что в сухое лето, когда продолжительное время нет дож­дей, даже небольшая искра из выхлопной трубы автомобиля может стать при­чиной пожара.

Еще одной частой причиной пожаров в период весны становится выжигание сухой растительности. Именно небрежность и неосторожность людей, которые приступают к «обновлению почвы» на своих участках совсем не благоприятным способом – выжигая прошлогоднюю траву, приводит к неконтролируемому горению. В таких условиях разбушевавшееся пламя трудно остановить и пострадать может не только имущество, но и сам поджигатель или случайно оказавшиеся на месте пожара люди. Нередки случаи, когда на глазах виновников огонь перекидывается на жилые дома, сараи. В исключительных ситуациях спровоцировать тление, переросшее в пламя, может осколок стекла, преломляющий солнечные лучи.

Отгадай загадки.

Детская шалость с огнем.
Дети любопытны, обладают хорошей фантазией, и если им скучно, то они обязательно придумают, как себя развеселить. В списке детских развлечений огонь стоит далеко не на последнем месте. На практике, огнеборцы нередко сталкиваются с трагическими последствиями таких опасных игр. Учащаются такие случаи во время летнего отдыха детей и каникул в течение учебного года. Тяга к опасным развлечениям у детей продиктована разными причинами, которые зависят от возраста. И в разные возрастные периоды взрослые должны по-разному преподносить важную информацию. В 3 года ребенок начинает познавать окружающий мир. Ему все интересно, все нужно потрогать и узнать, как работает. Часто малыш копирует (иногда неосознанно) поведение взрослых. Если родители часто курят в присутствии ребенка, то велика вероятность, что его будет тянуть к этим предметам. Старайтесь убирать на высокие и закрытые полки все спички, зажигалки и пепельницы. Увидев свечу, ребенок будет заворожен игрой пламени и светом, который от нее исходит. Скорее всего, он захочет этот фокус повторить. Помните, что малыш совершенно не понимает, что об огонь можно обжечься или что он способен перекинуться на мебель, занавески и вызвать страшную трагедию, так как у ребенка нет такого опыта. Дайте ему этот опыт, но под вашим чутким руководством. Поднесите руку ребенка поближе к зажженному источнику огня, чтобы он почувствовал тепло. Объясните, что пламя может причинить боль, и баловаться с ним опасно.

В школьном возрасте дети много времени проводят вне дома. На улице любимым развлечением могут стать посиделки у костра или баловство с зажженными бумажными самолетиками. Часто такие игры или разведение самовольного огня на земле происходят рядом с жилыми домами, кустарниками, деревьями. Более того дети могут использовать сухую листву для более быстрого разведения костра. Все это может привести к развитию небольшого огня в крупный пожар. В старшем возрасте нередки случаи, когда в попытке стать взрослым и самостоятельным, подростки начинают в тайне курить. При этом от страха быть замеченным, бросают тлеющие окурки куда придется. Наиболее травмоопасными являются ситуации использования пиротехнических изделий ради шутки или прикола, а также бросание в огонь патронов или взрывоопасных предметов.

В завершение мероприятия просмотрим мультфильм.


До новых встреч!

Всероссийский флешмоб «Подвиг Зои Космодемьянской»

#ЗояГерой

29 ноября 1941 г. в подмосковной деревне Петрищево гитлеровцы казнили Зою Космодемьянскую, 18-летнюю девушку, сделавшую для Победы все, что было в ее силах. Вчерашняя школьница собиралась поступать в Литературный институт, но суровой осенью 41-го ушла в диверсионную школу.

В тылу врага отряд, в котором была Зоя, попал в засаду. Вместе с ней остались лишь двое сослуживцев. Выполняя задание, они смогли поджечь три дома в Петрищево. На следующий день Зоя вернулась в деревню и была схвачена.

Немцы ее зверски пытали, но она не сказала ничего. Палачи даже не смогли добиться ее настоящего имени. Когда утром истерзанную Зою привели на казнь, гробовую тишину нарушил ее голос. Уже с петлей на шее она грозила захватчикам и воодушевляла советских людей.

До последней секунды своей жизни призывала верить в Победу так, как верила сама.

27 января 1942 г. газеты рассказали о ее подвиге. Тогда еще не было известно ее настоящее имя. Его помним мы – Зоя. Теперь, когда о ней снят новый фильм, который так и называется – «Зоя», это имя снова объединяет всех нас.

16 февраля 1942 г. Зое Анатольевне Космодемьянской было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза – первой в годы войны. С ее именем на устах бойцы Красной Армии били врага под Сталинградом, Ржевом, на Курской дуге и берегах Днепра.

Ее подвиг воспламенил миллионы сердец. Ее образ стал знаменем, с которым советский солдат дошел до Берлина.   

 


Час мужества «Был город — фронт, была блокада»

Здравствуйте ребята!

Сегодня 27 января решением Российского правительства  было  объявлено Днем воинской славы России. В этот день в 1944 году была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) от немецко-фашистских захватчиков.

В 2021 году исполняется 77 лет полному снятию блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне  сегодня посвящается наше мероприятие.

Время вновь и вновь напоминает нам про Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Давайте приоткроем страницы истории нашей страны и вспомним как это было…

Из книг, журналов, встреч с ветеранами мы знаем, что город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам.

«Ленинграду рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Кольцо блокады не разорвать никому. Ленинграду суждено погибнуть от голода». Это заявление Гитлер сделал 8 ноября 1941 года.

Фашисты намеревались стереть город с лица земли, истребить его население. Генеральное наступление враг начал 7 сентября 1941 года.

А 8 сентября 1941 года гитлеровцы окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось блокадное кольцо.

Блокада – это окружение, изоляция города от внешнего мира. 

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город — крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек.

Город готовился к обороне. Формировалась добровольческая армия Ленинграда. Моряки перенесли на берег корабельные орудия. Знаменитые шпили и купола исторических зданий покрывались маскировочной краской и брезентом.

Более 600 тысяч ленинградцев успели выехать на «большую землю». Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. Только по озеру люди могли связаться с землёй. Эту дорогу так и назвали «Дорогой жизни». Но она беспрестанно обстреливалась. На этой дороге пролилось много крови.

20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз.

Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули.

С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, «Дорога Жизни» жила сама и дарила жизнь великому городу.

Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков.

По воспоминаниям одного из водителей: «Если рядом тонет машина с людьми, ты не должен останавливаться, иначе погибнешь сам. Я старался двигаться чуть подальше от колонны, так меньше риск попасть под налет. За один раз по правилам можно было перевезти 20 маленьких детей или 16 взрослых. Но набивался полный кузов… Едешь и смотришь: только что была машина – и уже ее нет, ушла под лед…». Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.

Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. По воспоминаниям блокадников, намного страшнее бомбежек были голод и холод.

Нормы выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 составляли 250 г для рабочих и 125 г. для всех остальных. Потом нормы увеличились, но все равно оставались мизерными. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди.

Жители Ленинграда получали хлеб по продовольственным карточкам. Но если человек терял эту карточку, то она не возобновлялась. Были случаи хищения карточек.

Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до — 40 градусов. Закончилось топливо, и замёрзли водопроводные трубы — город остался без света, и питьевой воды.

Для многих кто остался жив, блокада «осталась в памяти как время, когда было темно, будто не было дня, а только одна очень длинная, темная, ледяная ночь».

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

 Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город…

Ничто не могло сломить ленинградцев. Даже в те страшные военные дни дети учились.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

  Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:

«Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… «

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

В таких условиях учились дети и свято верили, что наступит день победы.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Дети наравне со взрослыми, работали в госпиталях, ухаживали за больными и ранеными, работали в цехах, на заводах, изготовляли для фронта оружие и боеприпасы. Как много вынесли эти хрупкие плечи на себе и холод, и голод, изнурительные работы.

Об этом вспоминает 14 –летняя девочка блокадница: «Снаряд весил 23-24 килограмма. А я маленькая, худенькая, бывало, чтобы снаряд поднять, сначала укладывала его на живот, потом вставала на цыпочки, на фрезерный станок ставила, потом заверну, проработаю, потом опять на живот и обратно. Норма за смену была 240 снарядов. Вся куртка на животе у меня была рваная. Сначала, конечно, было очень тяжело, а потом я их швыряла как картошку и делала тысячу снарядов за смену. Смена была 12 часов».

Чтобы дети могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!».

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством,
Где черта?..
Нам в сорок третьем,
Выдали медали.
И только в сорок пятом — 
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем,
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…

Юрий Воронов.

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой.

Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

«Женя умерла 28 декабря в 12. 00 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7. 30 часов утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Но Тане не суждено было жить.

   При первой же возможности Таню Савичеву вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми эвакуировали в Горьковскую (ныне — Нижегородскую) область. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани от истощения тряслись руки и ноги, катастрофически падало зрение, её мучили страшные головные боли.

Умерла Таня 1июля 1944 года в возрасте 14 лет. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки, где она и покоится под мраморным надгробием.

В мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. Это стела с барельефом девочки и страничками из её дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре  блокадной «Дороги Жизни». В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

Записки этой девочки, которая погибла в 1944 году в эвакуации, стали одним  из символов блокады города на Неве.

К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

 

Длилась блокада с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — всего прошло 872 дня. Страшным был итог блокады. За это время погибло более восьмиста  тысяч человек.

900 далеких дня…

Сколько жизней унесло это трагическое событие… Сколько бед перенесли жители города Ленинграда в те трагические для нашей Родины годы…

Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

 

 За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты — красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград.

Так пусть же пред жизнью

Бессмертною вашей

На этом печально-торжественном поле

Вечно склоняет знамена народ благодарный,

Родина-мать и город-герой Ленинград.

 

В память о героизме ленинградцев на площади Победы г. Санкт-Петербурга воздвигнут в 1975 году. Монумент героическим защитникам Ленинграда  подвигу горожан в трагические дни блокады 1941—1944 годов.

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное, пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Вечная память всем погибшим во время блокады Ленинграда и в Великой Отечественной войне.

В завершение мероприятия хочется пожелать вам мирного и чистого мирного неба над головой…

Ребята, не забывайте о своих предках, которые не щадя своей жизни защищали нашу Родину и наше счастливое будущее. Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве, настоящем патриотизме простых людей, вынесших на себе тяготы блокадного Ленинграда.

Спасибо за внимание. До свидания.

Виртуальная книжная выставка «Боль и гордость моя — Ленинград!»

Дорогие ребята!

Сегодня 27 января – день полного снятия блокады города Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

В 2021 году исполняется 76 лет победы в Великой Отечественной войне и 77 лет – полному снятию блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

В связи с этим вашему вниманию представляется виртуальная книжная выставка.  На ней представлены книги о блокадном городе, которые вы найдете в фонде нашей библиотеки.  

 

Сетевая акция «Химические сюжеты»

#ХимическиеСюжеты#Байтеряковкаvk.com/bibba18

МБУК Ростовская — на -Дону городская ЦБС. Детская библиотека имени А.Л. Барто присоединяется к акции «Химические сюжеты», приуроченной к Году науки и технологий. Организатор акции:
Центральная городская библиотека им. Н. Байтерякова г. Можги.

Художественная литература помогает раскрыть красоту химии – внешнюю и внутреннюю. Дело, разумеется, не только в красоте строения веществ, кристаллов, растворов – в этой внешней привлекательной стороне. Химия красива своей внутренней сущностью, способностью объяснять явления, безграничной палитрой возможностей.

Владимир Одоевский

Владимир Одоевский был необыкновенным и очень разносторонним человеком. Он знал философию и математику, физику и химию, сам писал музыку и изобретал музыкальные инструменты. Он собирал и изучал русские народные песни. 

Сказка «Мороз Иванович». Для тех кто не знаком с этой сказкой-она отдаленно напоминает сказку «Морозко». Жили две девочки Рукодельница и Ленивица.Рукодельница трудилась,а ленивица жила за счет трудов Рукодельницы. Однажды Рукодельница спустилась в колодец за упавшим ведром,а там жил Мороз Иванович.Она ему помогала и за это он ее наградил. И соответственно Ленивице тоже захотелось награды,но ничего ей не досталось.По труду и награда.

Пример химического процесса разделения смесей, методов очистки воды. Отрывок из сказки «Мороз Иванович» — «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт; да ещё какая затейница; коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальёт в неё воды, а вода-то знай, проходит сквозь песок, да сквозь уголёк и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная….» 

Свойства оксидов углерода.                                                                          Отрывок из сказки «Мороз Иванович» — А я затем в окошки стучусь, — отвечал Мороз Иванович, — чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить — истопят, а трубу закрыть — не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно.

При горении угля в печи происходит химическая реакция: С + О2   = 2 СО + 402 кДж.  Углекислый газ уходит в трубу. Если закрыть трубу до того, как угли прогорели, то в печи скапливается  избыток углекислого газа, который взаимодействует с ещё раскалённым углём. Происходит реакция восстановление оксида углерода (IV) до оксида углерода (II) – угарного газа: СО+ С =2СО   — 160 кДж.

  • В завершении хочется порекомендовать  произведения, в которых можно найти интересный дополнительный материал по химии при изучении различных тем :
  • Беляев А. «Продавец воздуха»
  • Верн Ж. «Таинственный остров»
  • Горький М. «Дети солнца»
  • Казанцев А.П. «Пылающий остров»
  • Ломоносов М.В. «Письмо о пользе стекла»

Обзор литературы «Новинки для юных эрудитов».

Мы Вас приветствуем, друзья!
Нам жить без встреч таких нельзя.
Ведь, интеллект чтоб развивать,
Проблемы надобно решать.

И разум в битвах закалять,
Свои задачи составлять
И Вам по почте посылать;
Кто в них сильней, определять.

Нам математика важна,
Она – наш лучший друг.
Хотя она порой сложна,
Сложней иных наук.

Но, коль не будем мы дерзать –
Вгрызаться в сей гранит,
То никогда победный туш
Для нас не прозвучит.

А коль сейчас ты – эрудит,
Тебе в науку путь открыт,
Туда лишь дверцу приоткрыть –
Весь мир возможно поразить
Полезных знанием наук…
Твори, Исследуй всё вокруг!

Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с новыми красочно оформленными энциклопедическими изданиями, которые поступили в библиотеку.

Открывая эти замечательные книги,  каждый ребёнок погружается в мир науки, искусства, животный, растительный и подводный мир, ощущая себя частицей нашей необъятной Вселенной.

Эта книга знакомит юных читателей с удивительным миром морей и океанов. В этом царстве глубины — подводном мире — живут и размножаются самые разнообразные биологические виды: огромные стаи рыб, морские хищники и множество других существ. Читатель откроет для себя все секреты их жизни. Книга иллюстрирована замечательными рисунками известных художников.

Невозможно представить нашу планету без множества млекопитающих — хищников, приматов, морских гигантов и подземных жителей. Эта книга рассказывает об образе жизни, повадках и способах выживания лемуров и кенгуру, китов-горбачей и кротов-звездорылов, крыланов и многих других. Уникальные фотографии обитателей дикой природы и последние научные открытия сделают чтение ещё более захватывающим.

Эта уникальная серия создана в сотрудничестве с компанией «Дискавери», занимающейся распространением научно-популярных знаний по всему миру. Серия состоит из четырёх больших разделов: «Наука и техника», «Биология», «История» и «Общество». В каждом разделе представлен широкий круг тем, полезных для интеллектуального развития и познания окружающего мира. Вас ждут увлекательное чтение, огромный объём разнообразной информации, возможность развить сообразительность и творческие способности!

Кем стать в будущем: спасателем или агрономом, ветеринарным врачом или дизайнером интерьеров? О профессиях, популярных востребованных на сегодняшний день, расскажет эта энциклопедия.

История изобретений и открытий началась с появлением на Земле первобытного человека. И можно сказать, что он был самым первым изобретателем, придумывая и усовершенствуя своё оружие и орудия труда, чтобы добывать себе пищу, спасаться от холода, защищаться от хищников. Сначала человек не умел ничего, но он умел думать, и в этом было его главное преимущество. В нашем мире технологии и изобретения развиваются быстро. Благодаря интернету мы имеем мгновенный доступ к информации со всего земного шара. Достижения современной медицины обезвредили многие опасные болезни, люди довольно быстро передвигаются по всей планете на современном транспорте, исследуют космос. Всё это стало возможным благодаря изобретениям и открытиям, сделанным в течение прошлых столетий.
— Кто изобрёл ткацкий станок?
— Где появилась первая бумага?
— Когда придумали календарь?
— Что такое барометр?
— Кто первым придумал вакцину?
— Где применяется энергия ветра?
— Когда появился самолёт?
— Для чего придумали порох?
На страницах нашей иллюстрированной энциклопедии ты найдёшь ответы на эти и многие другие вопросы о великих изобретениях, узнаешь обо всех значимых научных открытиях и новых технологиях, сделанных на протяжении предыдущих веков и действительно изменивших мир.

Когда на Земле обитали Динозавры?
Каких они были размеров?
Как реконструировать их скелет?
Сколько зелени мог съесть диплодок?
Как охотился свирепый тираннозавр?
Птицей или динозавром был причудливый
археоптерикс? Почему динозавры вымерли?
Какие животные пришли им на смену?
По каким причинам и сейчас продолжают исчезать
целые биологические виды?
Что люди делают для спасения редких животных?
Ответы на эти и многие другие вопросы юные читатели найдут в этой красочно иллюстрированной книге, которая позволит заглянуть в удивительный мир динозавров и других исчезнувших животных, а также заставит задуматься о судьбах современных животных, оказавшихся на грани вымирания.
Для детей среднего школьного возраста.

Интересная информация, занимательные факты, яркие иллюстрации, широкий круг тем — всё это вы найдёте в данной энциклопедии! Вы узнаете, у каких домашних животных самый глубокий сон, у кого из наших питомцев самые крепкие зубы, какие животные видят не поворачивая головы и многое другое. Такой подарок обязательно заинтересует ребёнка, да и взрослые непременно откроют для себя что-то новое!

Земля — единственная обитаемая планета в той части Вселенной, которую способны на сегодняшний день изучать учёные. Наша книга рассказывает о том, как сформировалась Земля, как она устроена и как много на ней разных, таких не похожих друг на друга, мест. Здесь можно встретить и высокие горы, и глубочайшие океанские впадины, и суровые ледяные просторы, и жаркие песчаные пустыни, увидеть сокрушительные цунами и прекрасные творения ветра и времени. Наша Земля — удивительная планета!

Как из муки получить пластилин?
Как из консервной банки сделать бумеранг?
Можно ли пилить дерево бумагой?
Как испечь кексы, которые шипят на языке?
Ответы на эти и многие другие вопросы ищите в «Большой книге экспериментов». Привычные в хозяйстве предметы получат неожиданное применение. Всё, что нужно для опытов, найдётся дома. А профессор Всезнайкин объяснит юному исследователю природу каждого явления.
Книга понравится и детям, и взрослым!

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок развивался в темпе современной жизни?
Чтобы он обладал энциклопедическими знаниями во всех современных областях науки?
Чтобы его интеллект и IQ соответствовали лучшим показателям для его возраста?
Расширьте кругозор вашего ребёнка с помощью новой энциклопедии «Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира«. Самые последние данные, крупные детализированные фотографии, широкий круг тем и вопросов помогут вашему ребёнку легко и быстро приобрести необходимые знания.
— оптимально удобное для восприятия расположение текста
— строгий отбор тем, вызывающих наибольший интерес у маленьких «почемучек»
— обилие фактов с доступными объяснениями
— сотни красочных фотографий, сделанных с помощью последних компьютерных технологий
— интересные задания, которые наглядно проиллюстрируют ребёнку те или иные природные явления
Рекомендуем!

А теперь ребята, совершите путешествие по викторине «Юный эрудит», проверьте свои знания! Желаем удачи!

Это изображение животного. Необходимо выполнить задание «Собрать картинку».

Мы прощаемся с вами, до новых встреч!!!

Игра путешествие «Сказки стран мира. Шарль Перро»

Как бы мне хотелось

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

Сплетничают ночью

Обо всём, что в сказках

видели воочию,

Где огонь в камине

Создает уют

И на книжной полке

Чудеса живут,

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой – Шарль Перро

 

   Давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший – Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…

 Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.

Давайте вспомним, какие сказки написал Шарль Перро:

  1. Спящая ………
  2. Золушка.
  3. Кот ………
  4. Красная ………
  5. Волшебница (Подарки …………).

И другие, которые я надеюсь, вы скоро прочитаете.

Послушайте одну из них.

  1. Чем отличалась младшая сестра от старшей?
  2. Кого встретила добрая девушка? 
  3. Что сыпалось из уст младшей дочери, когда та начинала говорить?
  4. Что сыпалось из уст старшей дочери? 
  5. Кто встретил в чаще прекрасную девушку?

Ребята давайте определим, из какой сказки те или иные предметы.

Бюро находок.  Из каких сказок потеряны предметы?

Недалеко от Парижа очень давно (почти 400 лет назад)  был построен замок Бретей. Истинными обитателями замка сегодня являются герои сказок Шарля Перро.

Здесь очень много Котов в сапогах, они встречаются почти на каждом шагу — причем коты совершенно разные. То кот-музыкант, то кот-мастеровой, то кот-аристократ.

Здесь есть покои, в которых почивает «Спящая красавица».

Красная шапочка — обладательница великолепных пирожков.

Феи — прелестные хранительницы особых талантов, которые по своему желанию раздаривают их людям. Принцы и принцессы.

Великолепен парк, в котором находится замок. Монотонно шумят фонтаны, дикие животные бродят среди тенистых деревьев. И всюду слышен голос сказочника, летящий к нам сквозь века:

«Не отчаивайтесь никогда!».

   Из замка предлагаю вернуться на страницы сказок Шарля Перро и поучаствовать в викторине.

 

   Друзья,  сегодня мы вспомнили с вами великого сказочника и его великолепные сказки.  А если кто-то впервые познакомился с героями сказок Шарля Перро, обязательно прочитайте их.

До новых встреч!

Как принять участие в переписи населения через госуслуги

КАК ПРОЙТИ ПЕРЕПИСЬ НА «ГОСУСЛУГАХ»?

  1. С 1 по 25 апреля 2021 года авторизуйтесь на сайте https://www.gosuslugi.ru
  2. Выберите услугу «Пройти перепись населения»
  3. Заполните ответы на вопросы. Перепишите не только себя, но и всех, в кем живете в одном жилище. Нажмите кнопку «Завершить», когда заполните все ответы.
  1. Получите на почту и на мобильный телефон QR-код на домохозяйство и цифровой код на каждого члена домохозяйства. Предъявите их переписчику, который придет к вам домой. Это нужно для защиты от дублирования записей в базе данных Росстата.

Обзор литературы «Юбилейный звездопад -2021: Книги юбиляры».

 

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня наше мероприятие посвящено книгам, в этом году которых  юбилей.

Оказывается, дни рождения бывают не только у людей, но и у книг. А долголетие книги зависит от её читателей. У каждой книги свой характер, своя судьба, свой путь к читателю. Это книги, которые читают и перечитывают…

В каждой библиотеке эти даты отмечают по-разному, но самый лучший праздник для книги — когда эту книгу читают и перечитывают! Особенно когда книга популярна среди юных читателей, то это праздник вдвойне.

Предлагаем вам, ребята,  познакомиться с книгами, которые читали ваши бабушки, дедушки, мамы и папы, а теперь их читаете вы, все они отметят юбилеи в 2021 году.

Бывают дни рождения

У взрослых и детей,

У маленьких животных

И у больших зверей.

У книжек дни рождения,

Конечно, тоже есть,

А книжек очень много,

Их всех не перечесть…

 Дорогие читатели, мы предлагаем вам поздравить книги с их юбилеем и приглашаем выбрать книгу. Для кого-то эта встреча окажется первой, а кто-то сможет перечитать знакомые произведения, найти любимые строки, вспомнить любимых героев и рассказать о книге своим друзьям. Юбилярами в мире литературы могут быть не только известные поэты и писатели, но и книги. Среди таких книг встречаются самые настоящие долгожители.

295 лет (1726)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

Свифт, Д. Путешествие Гулливера / Джонатан Свифт ; ил. Виктора Шатунова. — Москва : Стрекоза, 2007. — 126, [2] с. : цв. ил. ; 27 см. — (Серия «Книга в подарок»).

В этой книге рассказывается о двух самых удивительных путешествия корабельного врача Лемюэля Гулливера в Лилипутию и Бробдингнег, страну великанов. Захватывающие приключения, смешные и любопытные детали жизни и быта лилипутов и великанов, обаятельный и мудрый главный герой — неудивительно, что «Путешествия Гулливера» до сих пор считаются обязательной книгой для детского чтения и продолжают вдохновлять маленьких фантазеров и любителей приключений.
Для детей среднего школьного возраста.

 

 

295 лет(1791)

 Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»

Распе, Р. Приключения барона Мюнхгаузена /Рудольф Эрих Распе ; пересказ Корнея Чуковского ; худож. Ольга Подивилова. -Москва : Золотая библиотека, 2009. — 92, [3] с. : ил. ; 23 см. — (Школьная библиотека).

Кто же из нас не знает барона Мюнхаузена, который летал на ядре, забирался по стеблю боба на Луну, выворачивал волка наизнанку, поджигал порох искрами из глаз, жил среди трехногих людей, как его проглотила огромная рыба?

В основу фантастических «Приключений барона Мюнхаузена» положены рассказы действительно жившего в 18 веке в Германии барона Мюнхаузена. Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхаузен вскоре стал известен как остро — умный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения.

 

 

205 лет (1816)

Гофман Э.Т.А «Щелкунчик и Мышиный король»

Гофман, Э.  Щелкунчик и мышиный король : [сказка] / Э.Т.А. Гофман ; пер. и пересказ Леонида Яхнина ; худож. Игорь Егунов. — Москва : Эксмо, 2007. — 61,    [3] с. : цв. ил. ; 26 см.

Уже более 200 лет, как эта сказочная история всё вновь и вновь очаровывает детей и взрослых. Маленькая девочка Мари вдохновляет деревянного Щелкунчика на подвиги, и вместе они противостоят огромной армии мышиного короля. В награду за искреннюю любовь, доброе сердце и беззаветную смелость исполняются их самые заветные мечты. Щелкунчик становится прекрасным юношей, а Мари — его невестой. Вместе они правят чудесной страной марципановых замков и цукатных рощ.

Сказка «Щелкунчик и мышиный король» признана одной из лучших рождественских историй мировой литературы. Для чтения взрослыми детям.

 

190 лет (1831)

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Пушкин, А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди / А. С. Пушкин ; ил. С.С. Соломко, Н. А. Богатова. — Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2013. — [40] с. : цв. ил. ; 22 см см.

Сказки Александра Пушкина — подлинное сокровище. Лёгкость слога, остроумие и мгновенная запоминаемость давно сделали их классикой русской литературы.

В «Сказке о царе Салтане» есть всё: и любовь, и путешествия, и чудеса, и даже коварство. А главное — доброта, справедливость и удивительное очарование. Это любимая и знакомая с детства история о женитьбе царя Салтана, о завистливых сестрах царевны и жадной бабе Бабарихе, о доблестном князе Гвидоне и его прекрасной невесте Лебеди.

Для дошкольного и младшего школьного возраста.

 

165 лет (1856)

Ершов П.П. «Конек-Горбунок»

Ершов, П. Конек-Горбунок / Петр Ершов ; худож.: Татьяна Канивец. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 125 с. : цв. ил. ; 27 см. — (Лучшие сказки для детей).

«За горами, за лесами, за широкими морями, против неба – на земле жил старик в одном селе. У старинушки три сына…». Главного героя сказки, Ивана, и его волшебного Конька Горбунка ждёт множество приключений. Друзьям предстоит преодолеть много преград, но зло обязательно будет наказано, а Иван обретёт своё счастье с прекрасной Царь-девицей.

Пётр Ершов написал сказку в стихах «Конёк-Горбунок» ещё в 1830-х годах. С тех пор маленький конёк «с двумя горбами да с аршинными ушами», Царь-девица, Чудо-юдо Рыба-кит, Жар-птица стали обязательной частью ярких детских воспоминаний многих поколений читателей. Для чтения взрослыми детям.

 

150 лет (1871)

Кэролл Л. «Алиса в Зазеркалье»

Кэрролл, Л.Алиса в Зазеркалье / Льюис Кэрролл ; пер. Н. Демуровой ; стихи в пер. С. Маршак, Д. Орловской ; худож. М. Митрофанов. — Москва : Росмэн, 2011. — 160 с. : ил. ; 27 см.

Любопытную девочку Алису знают все. Когда-то она провалилась в кроличью нору и попала в подземную страну, где встретила самых фантастических героев. Ее удивительные приключения продолжаются. Теперь она проходит сквозь зеркало и знакомится с новыми забавными персонажами. В волшебном и загадочном мире Зазеркалья ей предстоит принять участие в шахматной партии, чтобы стать Королевой, освоить интересные правила этикета и найти ответы на неожиданные вопросы.

Для младшего школьного возраста.

 

 

145 лет (1876)

Твен М. «Приключения Тома Сойера»

Твен, М. Приключения Тома Сойера / Марк Твен ; пер. с англ. К. Чуковского. — Санкт-Петербург:    Азбука-классика, 2010. — 315, [1] с. ; 18 см. — (Азбука-классика).

Это история о беззаботном школьнике Томе Сойере – озорнике и выдумщике, но у него доброе сердце и светлая голова. Он любит убегать из дома, купаться в речке и легко превращает наказание в развлечение. Вместе со своим другом Геком Финном он весело проводит время. Мальчишки пускаются в приключения, попадают в передряги и проказничают. Это обыкновенные дети с проделками и шалостями, мальчишескими играми, приключениями и кладом.

Эта книга — Гимн счастливому детству, радость непослушания, торжество мальчишеской фантазии, буйные и веселые развлечения, первая любовь и настоящая индейская дружба…

Для детей среднего школьного возраста.

 

 

95 лет (1926)

Милн А.А. «Винни — Пух»

Милн, А. Винни-Пух и все-все-все / А.А. Милн ; Пересказал с англ. Б. Заходер ; [Худож. Е. Джамалбаев]. — Алма-Ата : Жалын, 1991. — 222, [1] с. : ил. ; 21 см.

Винни-Пух — довольно толстый медвежонок — больше всего на свете любит поесть. А кроме этого, он сочиняет песенки, пыхтелки, сопелки и кричалки на все случаи жизни. Многие из них ты знаешь по мультфильмам про Винни. Но друзья — Кристофер Робин, Пятачок, Иа-Иа, Кролик, Тигра, Кенга и Ру — любят его не за это. Пусть Винни-Пух не очень сообразительный медвежонок, зато каждое безвыходное положение, в которое он попадает, превращается в настоящее приключение для всех-всех-всех!

Для детей младшего школьного возраста.

 

 

85 лет (1936)

Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино»

Толстой, А. Золотой ключик, или Приключения Буратино / Алексей Толстой ; худож. Л. Владимирский. — Москва : АСТ : Астрель,2007. — 398, [1] с. : ил. ; 21 см.

 Сказочную повесть Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» читают и любят миллионы детишек. Писатель подарил ребятам прекрасную добрую книгу о необычайной истории про деревянного мальчика, которого смастерил из полена шарманщик Карло. С самого первого дня жизнь озорного и непослушного Буратино полна невероятных приключений. Деревянный мальчик находит верных друзей, побеждает с ними злого Карабаса Барабаса и открывает нам тайну золотого ключика.

По этой повести в 1959 году был снят знаменитый мультфильм о приключениях Буратино, который стал одним из любимых многими поколениями зрителей.

Для младшего школьного возраста.

55 лет (1966)

Успенский Э.Н. «Крокодил Гена и его друзья»

Успенский, Э. Крокодил Гена и его друзья : сказочные повести и стихи / Эдуард Успенский ; ил. О. Бай и др.. — Москва : Планета детства , 2007. — 460, [3] с. : ил. ; 22 см.

Самая известная сказочная повесть Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» — одна из лучших историй про дружбу для малышей. Эта книга о том, как очень одинокий крокодил по имени Гена нашел настоящих друзей. Среди них Чебурашка — непонятный зверек из Африки, который приплыл на корабле в ящике с апельсинами, девочка Галя, собачка Тобик, лев Чандр. Здесь друзьями становятся совершенно разные существа, которые вместе делают полезное дело — строят Дом дружбы. А чтобы им не было скучно, автор придумал вредную старуху Шапокляк, борьба с которой тоже объединяет героев сказочной повести.

Для детей дошкольного возраста.

 

Ребята, наше мероприятие подошло к концу.

И завершить хотелось бы его словами поэтессы Нины Пикулевой:

«Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!».

 Дорогие друзья, эти и другие книги, вы найдете на полках нашей библиотеки.

Ждем вас в нашей библиотеке! До новых встреч!