Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделима и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастье, куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам Царское Село. А.С. Пушкин
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе шесть лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад. Мы приглашаем вас отправиться с нами … в Царское Село начала 19 века (ныне это город Пушкин, что рядом с Санкт – Петербургом). В этом удивительно красивом местечке по велению императора Александра 1 решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей.
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
А.С.Пушкин «Была пора»
Смело, бодро на его открытии выступил профессор политических наук А.Г. Куницын… « Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук… Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина… Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.»
Здесь должны были воспитываться будущие государственные деятели России.
И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот об этом наш сегодняшний рассказ.
В связи с тем, что целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет – как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.
В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.
Нетрудно было привыкнуть к новой жизни, ведь был предложен заранее выработанный режим, «правильные занятия».
Как и в любом классе, среди лицеистов были примерные ученики и ленивцы.
Меры поощрения были следующие:
- Имена отличников изображаются на белой доске золотыми буквами и выставляются в классе.
- Даются отличившимся ученикам книги с надписью директора и профессора той науки, в коей показаны отличные успехи.
- При испытаниях определяются отличившимся золотые и серебряные медали.
Были и меры наказания:
- Отделение в классе за особенный стол.
- Имена ленивых выставляются на черной доске белыми буквами.
- Лишение общего стола. Воспитанник сажался на хлеб и воду.
- Лишение на один день лицейского мундира и облачение в домашнюю одежду.
- Уединенное заключение, в течение которого провинившегося посещает директор, который делает ему увещания.
В лицее строго-настрого запрещались телесные наказания.
Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью
В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения.
На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.
На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека.
4-й этаж занимали – комнаты воспитанников с перегородками, не доходящими до потолка.
Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.
В Лицее Пушкин – первый поэт, но как ученик он почти всегда на последнем месте. При выпуске его имя окажется двадцать шестым в списке по успехам.
Поэзия привлекала многих воспитанников, и это не казалось чем-то удивительным. На лекциях Н. Ф. Кошанского, воспитанники получали определенные темы для собственных классных сочинений. Именно так появилось пушкинское стихотворение.
Из воспоминай Ивана Пущина: «Как теперь вижу тот послеобеденный класс Н. Ф. Кошанского, когда, окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишья, которые всех нас восхитили…»
Друзья соберите паззл, и вы увидите, какой цветок описал стихами лицеист Пушкин.
Май 1817 года. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея. Впереди 17 дней. 15 экзаменов. Торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе»:
Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес…
Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт смуглого юношу, который тут же убежал.
Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече: «Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но меня не нашли…»
Александр Сергеевич Пушкин. Всю жизнь хранил он в сердце лучшие воспоминания о лицейских годах, о Царском Селе, о наставниках и первых друзьях. В лицее родилась вдохновенная муза поэта, В Царском Селе были одержаны первые творческие победы, родились «души прекрасные порывы»,
В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист.
Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.
Но пока это были мальчишки и в своей «лицейской республике» они все были равны. Лицейская семья заменила мальчикам родные семьи. И Пушкин вместе со всеми играл в мяч, прыгал через стулья, состязался в остроумии – и писал стихи, как многие из лицеистов. И, как водится, «милый лицейский народец» наделил друг друга прозвищами. Давайте вспомним какие прозвища были у друзей А. С. Пушкина.
Викторина «Портреты лицеистов»
Царскосельский Лицей просуществовал 33 года, его закончили 286 человек.
Лицей останется навсегда в истории России как одно из передовых учебных заведений первой четверти 19 века.
Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.
В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.
1899 г. – в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан Р. Бахом в 1899 году, частично на средства жителей Царского Села.
Во время Великой Отечественной войны здание Царскосельского Лицея было разрушено. В 1969–1975 гг. его удалось восстановить: реставрационные работы проводились по проекту архитектора А. Кедринского.
19 октября 1811 года. Казалось бы, так далеко. Но чувству родства между пушкинскими лицеистами можно только позавидовать. Очень хочется верить, что между дружбой лицеистов и дружбой школьников-одноклассников есть прямая связь. А иначе не стала бы случайная дата – 19 октября – живым наследием. А Пушкин стал вечным поэтом лицеистом, которого знают и помнят не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
“…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”
Спешите прочитать! Детям о Пушкине
В альбоме рассказывается о детских годах будущего поэта, о впечатлениях московской жизни. Особое внимание уделяется литературным интересам семьи, встречам с известными писателями и поэтами, часто бывавшими в гостях у Пушкиных.
Рассказ о двух поэтах — Александре Сергеевиче Пушкине и его дяде Василии Львовиче Пушкине.
«Сколько можно про Пушкина, про него ведь всё давно известно!» — скажете вы. А вот и нет! И Соня, правнучка пушкиниста, знает о нём то, что неизвестно практически никому. Вот вы, например, знали, что во времена Пушкина были не лайки, как в «Фейсбуке», а лайковые перчатки? А что Пушкин, когда у него пропадало вдохновение, шёл на кухню и готовил майонез?
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» — эти сказки знает каждый ребенок. Но что известно маленьким читателям об их авторе — замечательном русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине? Книга»Кто такой Пушкин?» весело и интересно расскажет детям о жизни и творчестве «Солнца отечественной поэзии».
О том, что Пушкин — «наше всё», знает каждый. Но что же такого особенного сделал Александр Сергеевич, чтобы стать не просто одним из замечательных поэтов и писателей, которыми так славится Россия, но и занять главное место в нашей литературе? Эта книга откроет читателю, каким был русский язык до того, как появился Пушкин, и как изменилась русская речь под пером великого поэта.
Известный писатель и учёный Юрий Нечипоренко был отмечен литературной премией «Книга года» за книгу «Ярмарочный мальчик» о юности Н. В. Гоголя. Новая книга автора посвящена молодым годам Александра Пушкина, о которых широкой публике известно не так много. Как поясняет автор: «Жизнь Пушкина напоминает многоцветный ковёр, и подоплёка этого ковра, его основа скрыта в глубине веков, где нити судеб его предков сходятся в незримые узлы. Каждый, кто хочет узнать о Пушкине, может увидеть узор его судьбы по-своему.
Вместе с героями книги юные читатели перенесутся в пушкинскую эпоху, узнают, что такое лицей, кто там учился и почему Пушкина в лицейские годы называли Французом. А также совершат прогулку по Екатерининскому парку, побывают в музее-квартире Пушкина и откроют для себя много нового и интересного.
Книга расскажет об удивительной атмосфере лицейского братства, преданной дружбы, любознательности и настойчивости. И особым смыслом наполнятся для нас слова поэта:
«Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село».